Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми ОВЗ»
Психология
Автор: Янко Оксана Александровна   
31.10.2021 08:42

Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми ОВЗ»Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми ОВЗ»

Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий.

Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом.

Второе условие – благоприятная социально-педагогическая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. Т.е. общения со взрослыми и сверстниками, а так же для развития всех видов деятельности.

Третье условие – активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная,

 Скачать конспект

познавательная, речевая, коммуникативная).

Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то дети с проблемами в развитии развернуть свою собственную программу без специальной коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них при ведущей роли взрослого.

Изменения в современной системе дошкольного образования касаются

переосмысления принципов, содержания, форм, методов обучения и воспитания.

Особенно данные изменения касаются педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с

ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации»

  • Система работы:
  1. Принятие ребенка не зависимо от его диагноза.
  2. Не делать быстрых выводов. Уметь ждать.
  3. Позитивность. Положительное оценивание успехов ребенка. Похвала

потенциальных успехов помогает поверить в себя. Использование авансовых

поощрений стимулирует ребенка к попытке что-либо сделать.

Рекомендации педагогам по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ.

  1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
  3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:

  1. Снятие страха – «Ничего страшного...»
  2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что...»
  3. Авансирование – «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
  4. Говорите это искренне и уверенно.
  5. Усиление мотива – «Нам это нужно для...» ( «Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
  6. Педагогическое внушение – «Приступай же...»
  7. Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»

( «Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Приемы:

  1. Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
  2. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
  3. Формируйте веру в успех.
  4. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою

точку зрения.

Рекомендации педагогам, работающим с детьми ОВЗ.

Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями

здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.

Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической

безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка,

пониманию его ситуации. Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.

Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную

программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой

программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.

Классическая схема взаимодействия ребёнка с ОВЗ и взрослого при

выполнении задания:

  1. Объяснение ребёнку, что он должен сделать.
  2. Оказание помощи.
  3. Создание ситуации успеха.
  4. Поощрение за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

  • предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
  • начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
  • сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более

легкими;

  • включать в программу обучения развития нескольких навыков, которые

способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

Важно сохранить в семье, детском саду, школе, единство и согласованность всех требований к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей.. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть минимальным.

Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам. При обучении опираться на сохранные органы чувств: так при нарушениях зрения – объяснять все детально ребенку и научить его сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы.

Положительная мотивация к деятельности.

Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью

взрослого.

Открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образов, в поддержке, одобрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получилось – ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова,

обращенного к ребенку: «Именно ты можешь передать образ лисы» или «Всем

понравиться, если именно ты исполнишь эту песню». «Ситуация успеха» создает положительный эмоциональный фон в процессе занятий и других видов деятельности, что благотворно сказывается на формировании у детей инициативы, самостоятельности, проявления интереса к деятельности.

Не стоит забывать, каждый ребенок «особый», у них разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Это делает невозможным работу по стандартным технологиям, каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает, раскрывается в привычной обстановке группы, а кто-то лучше работает один на один, когда никто не мешает сосредоточиться, не отвлекает.

Педагоги и родители, которые взаимодействуют с детьми с ОВЗ должны обладать и особыми качествами: колоссальным терпением, способностью сопереживать и понимать, выдумкой, психологической гибкостью.

Именно благодаря этому ребенок с ОВЗ получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год