Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми ОВЗ» |
Психология | |||
Автор: Янко Оксана Александровна | |||
31.10.2021 08:42 | |||
Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми ОВЗ» Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом. Второе условие – благоприятная социально-педагогическая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. Т.е. общения со взрослыми и сверстниками, а так же для развития всех видов деятельности. Третье условие – активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная). Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то дети с проблемами в развитии развернуть свою собственную программу без специальной коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них при ведущей роли взрослого. Изменения в современной системе дошкольного образования касаются переосмысления принципов, содержания, форм, методов обучения и воспитания. Особенно данные изменения касаются педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации»
потенциальных успехов помогает поверить в себя. Использование авансовых поощрений стимулирует ребенка к попытке что-либо сделать. Рекомендации педагогам по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ.
Приемы:
( «Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.») Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приемы:
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения. Рекомендации педагогам, работающим с детьми ОВЗ. Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу. При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации. Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии. Классическая схема взаимодействия ребёнка с ОВЗ и взрослого при выполнении задания:
Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:
легкими;
способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Важно сохранить в семье, детском саду, школе, единство и согласованность всех требований к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей.. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть минимальным. Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам. При обучении опираться на сохранные органы чувств: так при нарушениях зрения – объяснять все детально ребенку и научить его сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы. Положительная мотивация к деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образов, в поддержке, одобрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получилось – ничего страшного, можно попробовать еще раз». Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова, обращенного к ребенку: «Именно ты можешь передать образ лисы» или «Всем понравиться, если именно ты исполнишь эту песню». «Ситуация успеха» создает положительный эмоциональный фон в процессе занятий и других видов деятельности, что благотворно сказывается на формировании у детей инициативы, самостоятельности, проявления интереса к деятельности. Не стоит забывать, каждый ребенок «особый», у них разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Это делает невозможным работу по стандартным технологиям, каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает, раскрывается в привычной обстановке группы, а кто-то лучше работает один на один, когда никто не мешает сосредоточиться, не отвлекает. Педагоги и родители, которые взаимодействуют с детьми с ОВЗ должны обладать и особыми качествами: колоссальным терпением, способностью сопереживать и понимать, выдумкой, психологической гибкостью. Именно благодаря этому ребенок с ОВЗ получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.
|