Толерантность педагога как условие гуманизации педагогического процесса. |
Психология | |||
Автор: Яковлева Ольга Петровна | |||
21.04.2021 14:38 | |||
Толерантность педагога как условие гуманизации педагогического процесса. ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Яковлева О.П., педагог-психолог МБДОУ г.Мурманска № 157 Цель: знакомство педагогов с понятием «толерантность», понимание взаимосвязи толерантного отношения к себе и к другим. Задачи:
Ход занятия Никто не может любить другого, если до этого он не полюбил себя…
Эразм Роттердамский 1. Вводное слово психолога. Добрый день, уважаемые коллеги! Очень приятно вас сегодня видеть на нашем занятии толерантности педагогов. Приветствие. Упражнение «Ритуалы приветствия». Давайте поприветствуем друг друга необычным способом! Используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Участники получают карточки с приветствиями из разных стран. Давайте встанем вкруг. Я начну «круг приветствий». Психолог выступает на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Каждый участник должен приветствовать всех новым жестом. Далее вступает другой участник… Варианты приветствия: Легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония) Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания) Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай) Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу. Взгляд в глаза (Германия) Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия) Легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия) Показать язык (Тибет) Участники приветствуют друг друга способом, указанном на их карточке. Обсуждение упражнения:
Вывод: Да. Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, убеждений, традиций. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. 2. Знакомство с понятием “толерантность”. А какие ассоциации у вас возникают со словом «толерантность»? Ответы участников. В переводе с латинского толерантность означает терпение. Но в разных культурах разное понимание толерантности. Для англоговорящих, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французский язык толкует толерантность как «уважение свободы другого человека». С точки зрения китайцев, быть толерантным — значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Для арабов — «прощение, снисхождение». Персы считают толерантностью «терпение, выносливость, готовность к примирению». Т.е. толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека. 3. Упражнение «Лукошко» Посмотрите, в этом лукошке находятся различные предметы (мяч, ручка, куколка, дельфин..) Давайте сейчас каждый из нас, не заглядывая внутрь, возьмет один предмет и попробует найти связь между этим предметом и понятием толерантности. Я начну. Психолог первый достает предмет и начинает рассказ. У меня мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что люди во всем мире должны относиться друг к другу с пониманием, быть толерантными. Психолог проходит по кругу с лукошком, в котором находятся мелкие предметы (мяч, ручка, куколка, дельфин). Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. А какие качества присущи толерантной и интолерантной личности?! Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности, основных различиях между ними. 4. Деление на 2 подгруппы. Психолог раздает список качеств. Я предлагаю составить портрет (1 подгр.) — толерантной, (2 подгр.) — интолерантной личности, используя данный перечень качеств. Есть ли среди вас те, кто полностью соответствует портрету толерантного или интолерантного человека? Ответы. Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. И при наличии достоинств и недостатков понимание и принятие другого предполагает прежде всего принятие кого??? Себя!! 5. Упражнение «Четыре квадрата». Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого поставьте цифры 1, 2, 3, 4. Показать пример. Теперь в квадрате 1 напишите два-три своих качества, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными (находчивый, надежный..). Выполнение задания. Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем два-три ваших качества, которые вам не нравятся, т.е. вы считаете их негативными. Выполнение задания. Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит. Запишите переформулированные качества в квадрат 2. Выполнение задания. Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрат 4. Выполнение задания. А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился! Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться. А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем букву «Я». Вопрос. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было легче переформулировать, какие труднее? Вывод: Получается, это мы сами выбираем как к себе относиться! Плохо или с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным и доброжелательно относится к другим, т.к. он умеет видеть в каждом ценные качества. 7. Рефлексия. Давайте и мы с вами сегодня скажем друг другу добрые слова, продолжив фразу «Я желаю себе и другим…» 8. Завершение занятия. Завершить наше занятие я хочу напутственной притчей. «История о том, как один человек заблудился в лесу» (еврейская притча). Один человек несколько дней блуждал в лесу и никак не мог из него выбраться. И вдруг он увидел человека, идущего ему навстречу! Сердце несчастного переполнилось радостью. Он подумал: - О, Слава Богу! Наконец — то, я узнаю верный путь! В это время, человек, который шёл навстречу, увидев путника, вскрикнул и бросился к нему. Когда они сошлись, встречный закричал: - Брат мой, не укажешь ли ты мне дорогу, по которой я наконец — то выйду из этого леса! Я блуждаю здесь уже несколько дней и не знаю, как отсюда выбраться! Человек ему ответил: - Брат мой, я тоже не знаю, какая дорога даст нам выход из этого леса. Я тоже брожу здесь не первый день. Но кое в чём я могу тебе помочь. Не ходи тем путём, который я прошёл, потому что я знаю — это не тот путь. А ты покажи мне путь твоих скитаний. И только после этого давай искать верный путь вместе! Будьте толерантными! Спасибо за участие!
|