Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС. |
Психология | |||
Автор: Крапивина Наталья Игоревна | |||
23.04.2021 16:38 | |||
Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС. Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается с каждым годом. Дети рождаются физиологически незрелыми и имеют перинатальную патологию. По данным экспертов Минтруда: в России выросло число детей с инвалидностью. В 2019 году их стало 670 тысяч, что почти на 20 тысяч больше, чем годом ранее. В свою очередь, современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют все больше внимания уделять познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Родничок», наравне с нормотипичными воспитанниками, посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: дети с общим недоразвитием речи, дети с задержкой психического развития, дети, имеющие инвалидность (умственная отсталость), воспитанники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. А также воспитанники с негативными поведенческими проявлениями. У этих категорий воспитанников, как правило, развитие сенсорной сферы крайне неравномерно и существенно отстает от возрастных норм. Соответственно нарушается формирование представлений о сенсорных стандартах, включая цвет, форму, размер Все это осложняется низким уровнем развития, а в некоторых случаях и полным отсутствием речи. Для таких детей развитие сенсорных навыков и мелкой моторики — одна из важнейших предпосылок развития всей познавательной сферы. Исходя из вышеизложенного, создание сенсорной комнаты в нашем дошкольном учреждении, является дополнительной возможностью для реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками данных категорий, для оказания им всесторонней помощи. Комната психологической помощи с сенсорным оборудованием — это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и когнитивного развития, помогает стабилизировать эмоциональное состояние, повысить эффективность любой деятельности, направленной на улучшение психического и физического здоровья взрослых и воспитанников дошкольного возраста. По окончании дошкольного возраста у воспитанников необходимо сформировать систему сенсорных норм и перцептивных действий. Сенсомоторное развитие является основами общего психического развития ребенка и является базой успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к дальнейшему обучению в школе также напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие дошкольников приводит к ряду трудностей в начальном образовании. Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянное наблюдение за детьми позволяет предположить, что эмоциональная нестабильность в большинстве случаев препятствует гармоничному развитию ребенка. Исходя из вышеизложенного, нами была сформирована цель реализации программы по сенсорному развитию воспитанников: Формирование основных компонентов психического развития ребенка (формирование произвольной саморегуляции поведения, способности ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка), познавательной активности, игры, обучение пониманию собственного эмоционального состояния. Задачами программы являются:
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
* просветительская работа с педагогическим коллективом;
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В содержание работы входят следующие формы и методы, эффективные как для взрослых (сотрудники ДОУ и родители), так и для воспитанников:
Формы организации коррекционно-развивающего процесса:
Формы работы с родителями
В результате проведенной работы, за первое полугодие 2020-2021 учебного года, педагоги и родители воспитанников регулярно посещающих занятия в сенсорной комнате отмечают следующие тенденции:
В то же время, беседы с родителями, позволили сделать вывод о том, что причинами низкого уровня развития ребенка являются не только особенности уровня развития ребенка, развития его сенсорной сферы, неврологические нарушения, но и качественная педагогическая грамотность родителей, системность занятий. Отмечается, что родители или часто в завышают или занижают уровень развития ребенка, что может говорить о гиперопеке или гипоопеке, а также о неправильном стиле семейного воспитания или неграмотном подходе к развитию и воспитанию ребенка. Таким образом, систематическая работа с предложенной программой занятий в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты, способствует совершенствованию фиксации, глазомера, цветовосприятия, формированию зрительно-моторных координаций, навыков ориентировки в пространстве, а, следовательно, ребенок быстрее и успешнее адаптируется в социуме, в микрогруппе сверстников. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: занятия с использованием сенсорного оборудования в коррекционно-развивающей работе открывает перед педагогами широкие возможности в решении проблемных задач развития воспитанников разного возраста.
|