Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС.
Психология
Автор: Крапивина Наталья Игоревна   
23.04.2021 16:38

Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС.Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС.

Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается с каждым годом. Дети рождаются физиологически незрелыми и имеют перинатальную патологию. По данным экспертов Минтруда: в России выросло число детей с инвалидностью. В 2019 году их стало 670 тысяч, что почти на 20 тысяч больше, чем годом ранее. В свою очередь, современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют все больше внимания уделять познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Родничок», наравне с нормотипичными воспитанниками, посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: дети с общим недоразвитием речи, дети с задержкой психического развития, дети, имеющие инвалидность (умственная отсталость), воспитанники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. А также воспитанники с негативными поведенческими проявлениями. У этих категорий воспитанников, как правило, развитие сенсорной сферы крайне неравномерно и существенно отстает от возрастных норм. Соответственно нарушается формирование представлений о сенсорных стандартах, включая цвет, форму, размер Все это осложняется низким уровнем развития, а в некоторых случаях и полным отсутствием речи. Для таких детей развитие сенсорных навыков и мелкой моторики — одна из важнейших предпосылок развития всей познавательной сферы. Исходя из вышеизложенного, создание сенсорной комнаты в нашем дошкольном учреждении, является дополнительной возможностью для реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками данных категорий, для оказания им всесторонней помощи.

Комната психологической помощи с сенсорным оборудованием — это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и когнитивного развития, помогает стабилизировать эмоциональное состояние, повысить эффективность любой деятельности, направленной на улучшение психического и физического здоровья взрослых и воспитанников дошкольного возраста.

По окончании дошкольного возраста у воспитанников необходимо сформировать систему сенсорных норм и перцептивных действий. Сенсомоторное развитие является основами общего психического развития ребенка и является базой успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к дальнейшему обучению в школе также напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие дошкольников приводит к ряду трудностей в начальном образовании.

Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянное наблюдение за детьми позволяет предположить, что эмоциональная нестабильность в большинстве случаев препятствует гармоничному развитию ребенка.

Исходя из вышеизложенного, нами была сформирована цель реализации программы по сенсорному развитию воспитанников:

Формирование основных компонентов психического развития ребенка (формирование произвольной саморегуляции поведения, способности ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка), познавательной активности, игры, обучение пониманию собственного эмоционального состояния.

Задачами программы являются:

  1. Восстановление эмоционального комфорта, поддержание у ребенка стремления к психологическому здоровью, гармонии, равновесию.
  2. Снятие тревожности, создание чувства защищенности, безопасности.
  3. Обучение детей изучению предметов: наложение, прикладывание, ощупывание, группирование по форме и цвету вокруг эталонных образцов, а также последовательному описанию формы, выполнению запланированных действий.
  4. Развитие восприятия формы, размера, цвета, пространства, движений, целостного изображения предметов.
  5. Выражайте чувства и узнавать чувства окружающих через мимику, жесты, интонацию;
  6. Градация навыков социального поведения;
  7. Снижение эмоционального дискомфорта у детей;
  8. Развитие нравственных качеств;
  9. Повышение активности и самостоятельности детей;
  10. Формирование и коррекция нарушений в коммуникации.

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

  • ­ профилактическая и развивающая работа с дошкольниками – индивидуальные и подгрупповые занятия до четырех человек;

­* просветительская работа с педагогическим коллективом;

  • ­ просветительская работа с родителями;

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

В содержание работы входят следующие формы и методы, эффективные как для взрослых (сотрудники ДОУ и родители), так и для воспитанников:

  • Игровое моделирование поведения.
  • Телесно-ориентированные методы.
  • Методы релаксации.
  • Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
  • Сказкотерапия.
  • Визуализация.
  • Психогимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Технология совместного обучения.

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Индивидуальная работа.
  2. Подгрупповая работа.

Формы работы с родителями

  • Стендовая информация, консультации.

В результате проведенной работы, за первое полугодие 2020-2021 учебного года, педагоги и родители воспитанников регулярно посещающих занятия в сенсорной комнате отмечают следующие тенденции:

  • повысился позитивный эмоциональный отклик при посещении дошкольного учреждения (снизилась тревожность, плаксивость, воспитанники с желанием посещают ДОУ)
  • наблюдаются улучшения в познавательной активности, контактности, внимательности.

В то же время, беседы с родителями, позволили сделать вывод о том, что причинами низкого уровня развития ребенка являются не только особенности уровня развития ребенка, развития его сенсорной сферы, неврологические нарушения, но и качественная педагогическая грамотность родителей, системность занятий. Отмечается, что родители или часто в завышают или занижают уровень развития ребенка, что может говорить о гиперопеке или гипоопеке, а также о неправильном стиле семейного воспитания или неграмотном подходе к развитию и воспитанию ребенка.

Таким образом, систематическая работа с предложенной программой занятий в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты, способствует совершенствованию фиксации, глазомера, цветовосприятия, формированию зрительно-моторных координаций, навыков ориентировки в пространстве, а, следовательно, ребенок быстрее и успешнее адаптируется в социуме, в микрогруппе сверстников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: занятия с использованием сенсорного оборудования в коррекционно-развивающей работе открывает перед педагогами широкие возможности в решении проблемных задач развития воспитанников разного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год