Дидактическая игра «Развитие эмоциональной сферы детей с помощью игровых методов и приемов» для детей старшего дошкольного возраста |
Психология | |||
Автор: Пономаренко Алена Николаевна | |||
18.04.2021 11:12 | |||
Дидактическая игра «Развитие эмоциональной сферы детей с помощью игровых методов и приемов» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: педагог-психолог Пономаренко Алена Николаевна МБДОУ общеразвивающего вида д/с «Колобок» г. Алдан, Саха (Якутия) Уважаемые педагоги! Перед вами интересная развивающая, эмоционально – коммуникативная игра, которая поможет познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения. Данная игра, способствует развитию фантазии и творчества помогает проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, развивает монологическую и диалогическую речь, тренирует невербальные средства общения, а также способствует лучшему пониманию себя и других. Данное пособие будет полезно для детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Цель игры: 1. Познакомить детей с разными эмоциями, помочь овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой. Развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать. Комплектность
Цветные рукавицы с изображением эмоций-12 шт. Карточки с изображением эмоций-13шт. Пиктограммы с изображением эмоций Карточки участника-20 шт.Раскраски с изображением эмоций. Вариант 1. Воспитатель перемешивает карточки с изображением эмоций, и берет первую попавшуюся. Например, ему попалась карточка «удивление». Воспитатель спрашивает, кто из детей может показать, как удивляется персонаж. Если вызвался один ребенок, он выходит на середину зала и показывает эмоцию. После чего получает от воспитателя карточку «удивление». Если выходит несколько детей, карточку «удивление» получает тот ребенок, который показал эмоцию убедительнее. Кому же отдать карточку? Воспитатель спрашивает детей, кто им понравился больше. Остальные получают карточку «участника», и возвращаются на места. Вариант 2 Игра «Пиктограммы». Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей. По началу эмоции можно показать с места, если коллектив еще не «сыгрался» и дети закрепощены. Вариант 3 Игра «Театр эмоций» 1вариант. Предложить одному из участников выбрать цветную рукавицу с понравившейся эмоцией, надеть её на руку и обсудить, почему у этого персонажа такое настроение. Что у него случилось, а затем придумать историю и обыграть ее. Игра «Театр эмоций» 2 вариант. Игра проводится в паре. Дети выбирают рукавицы, которые им больше понравились и совместно придумывают историю, при этом изображая то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между выбранными образами. Например: диалог между сестрой и братом. Далее с детьми можно побеседовать, какая им эмоция была ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т.п. После игры детям можно предложить раскраски с изображением эмоций. Примерный список литературных произведений, которые познакомят детей с той или иной эмоцией. Работа с эмоцией печали: Остер «Вредные советы»; «Петушок и бобовое зернышко»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Краденое солнце»: Работа с эмоцией удивления: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; Д. Хармс «Что это было?»; Н. Носов «Живая шляпа»; В. Сутеев «Под грибком»; Н. Екимова «Облака».
Работа с эмоцией страха: О. Князева «Веселые, грустные»; А. Кушнир «Что в углу?»; Г. Семенов «Счастливая ошибка»; Е. Пермяк «Самое страшное».
Работа с эмоцией радости: К. Ушинский «Четыре желания»; Е. Благинина «Вот какая мама!»; К. Чуковский «Краденое солнце».
Работа с эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденое солнце»; В. Викторов «Хмурый орел». Работа с эмоцией горе: И. Токмакова «Мне грустно».
Примечание Результаты игры можно использовать для диагностики психологического климата в семье каждого из воспитанников. Проанализировав эмоции, которые наиболее удачно показывают дети, можно определить, какие настроения преобладают в каждой конкретной семье, чтобы потом использовать эти знания для улучшения восприятия детьми материала, а так же для определения направлений дальнейшей работы с группой.
Спасибо за внимание!
|