Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
Психология
Автор: Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна   
24.12.2020 10:43

Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учрежденияхРазвитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях

Вопросу развития психических процессов детей дошкольного возраста уделяется большое внимание, ведь очень важно, чтобы ребенок был здоров не только физически, но и психически.

Психические процессы детей наиболее активно развиваются в дошкольном возрасте, который делится на младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).

Помимо психического развития, дошкольный возраст играет большую роль при формировании фундамента физического и психического здоровья, так как в возрасте до 7 лет человек проходит большой путь развития, который не повторяется на протяжении всего последующего жизненного периода. В это время значительно развиваются органы и складываются функциональные системы организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. На данном возрастном этапе необходимо формировать у ребенка базовые знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Значимость и актуальность проблемы развития психических процессов детей определяет интерес к ней широкого круга исследователей, таких как Альбицкий В. Ю., Вострокнутов Н. В., Дмитриева Т. Б., Личко А. Е., Сухарева Г. Е., и др.

 

Под психическими процессами понимают проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, — и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности [1].

Психические процессы детей дошкольного возраста развиваются в различных видах деятельности, таких как: социальная, игровая, познавательная, физическая и др. Мы остановимся на развитии познавательных процессов во время занятий физической культурой.

Во время занятий физической культурой дети отрабатывают не только определенные навыки и приемы, но и воспитывают психические качества своей личности.

В подтверждение факта положительного влияния занятий физической культурой на развитие психических процессов человека могут служить многочисленные научные исследования. Например, американские авторы Уэнберг Р.С., Гоулд Д. изучаливлияние физической нагрузки на психические процессы и состояния человека, Барке и Морган сравнивали влияние на человека ходьбы, медитации и просто тихого отдыха, американский исследователь М.Л. Сачс выявил условия возникновения положительных изменений настроения человека при занятиях двигательной деятельностью [2].

Двигательная деятельность развивает такие психологические особенности личности, которые преимущественно упражняются в ней. Например, происходит развитие зрительно-двигательной памяти на определенные объекты (во время бега ребенок исследует местность, хорошо ее запоминает; во время прохождения дистанций на лыжах, дети запоминают особенности пройденного пути). При этом у детей развивается зрительная память на местность.

Также во время занятий физической культурой у детей развивается внимание. Важнейшим свойством внимания является своевременное переключение его с одного объекта на другой, при этом хорошо развивается быстрая реакция на внезапно возникающие раздражители.

Например, во время обучения элементов игры в футбол у детей совершенствуется распределение внимания и развивается большой его объём. Это связано с тем, что ему необходимо одновременно наблюдать за множеством объектов и ясно воспринимать мяч, игроков своей команды и команды противника.

Помимо этого, во время занятий физической культурой у детей развивается воображение, ведь именно от творческого разрешения задач, зависит успех в двигательной активности[3]. Дети находят новые, более эффективные приёмы, способы, пути решения поставленных задач, которые требуют творческой деятельности, а, следовательно, и участия воображения. Во время занятий командными видами спорта, детям необходимо представлять себе возможные действия противника, что невозможно без развития воображения.

Во время занятий физической культурой также развивается и мышление ребенка. Дети учатся правильно оценивать ход двигательных действий, анализируют, выделяют существенное, обобщают и делают выводы. Те ребята, которые не думая и не умея разобраться в действиях, мыслить во время занятий определенными физическими упражнениями, никогда не смогут достичь высоких результатов. Активная мыслительная деятельность также необходима и во время выполнения физических упражнений, где мышление ребенка направлено на решение определённых задач.

Таким образом, очень важно, чтобы ребенок был заинтересован в занятиях физической культурой, так как во время выполнения физических упражнений у ребенка не только укрепляется здоровье, повышается иммунитет, но и развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение.

Список использованной литературы:

  1. Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. – М.: Владос, 2008. — 366 с.
  2. Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина. – Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – 69-72 с.
  3. Уэнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэнберг, Д. Гоулд. — Киев: Олимпийская литература, 2001. — 229 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год