Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 как одно из направлений их успешной социализации» (из опыта работы)
Психология
Автор: Михайлова Ольга Геннадьевна Налиткина Татьяна Ивановна   
27.12.2020 21:28

«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 как одно из направлений их успешной социализации» (из опыта работы)«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 как одно из направлений их успешной социализации» (из опыта работы)

  • Педагог-психолог Налиткина Татьяна Ивановна
  • Старший воспитатель Михайлова Ольга Геннадьевна

МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»

По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день в мире насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья. В своей работе мы руководствуемся представленными на слайде документами.

 

С учётом того, что в последние десять лет количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличилось, в 2008 году перед специалистами нашего учреждения встал вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. На основании Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» в детском саду была открыта группа компенсирующей направленности для детей с эмоцинально-волевыми нарушениями. Со времени открытия из этой группы в массовую школу поступило 11 выпусков. А в 2017 году в связи с возникшей потребностью была открыта группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. В этом году был сделан первый выпуск. Все дети идут в массовую школу.

В настоящее время, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Программно-методическое оснащение коррекционно — развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР «Готовимся к школе» С.Г. Шевченко, Программу Е.В. Кузнецовой, И.А. Тихоновой «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», мы разработали свою образовательную программу дошкольного образовательного учреждения и адаптированную программу для детей с ОВЗ МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка».

Исходя из этого, мы реализуем свою модель педагогического процесса, выбирая парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками с ОВЗ для их успешной социальной адаптации, так как одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями.

Для оптимального осуществления коррекционного образования на этапе дошкольного детства в нашем учреждении в соответствии с Уставом и локальными актами образовательного учреждения мы создали специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ:

  1. обновили нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение;
  2. организовали развивающую предметно-пространственную и коррекционно-развивающую (полисенсорную) среду;
  3. обеспечили кадрами психолого-педагогического сопровождения;
  4. осуществляем взаимодействие детского сада и семьи;
  5. обеспечиваем постоянное взаимодействие узких специалистов и воспитателей;
  6. неукоснительно выполняем санитарно-гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют четыре воспитателя, учитель-дефектолог, педагог-психолог, два учителя – логопеда, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.

Это позволяет нам организовать постепенное усвоение детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры, что играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению, обеспечивая детям с ОВЗ равные стартовые возможности. Наши педагоги делают доступным дошкольное образование для детей данной категории. Мы создали психологическую, нравственную атмосферу, в которой особый ребенок перестает ощущать себя не таким как все. Детский сад для них — это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Составленная нами модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Её целью стало обеспечение детям с ОВЗ равных стартовых возможностей: всесторонняя подготовка к обучению в массовой общеобразовательной школе и жизни в современном обществе.

Разработанная нашими специалистами адаптированная образовательная программа решает задачи следующего характера:

  1. адаптации ребенка к условиям обучения;
  2. профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
  3. коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Данные задачи решаются в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных коррекционно-развивающих занятий, а так же самостоятельной деятельности ребёнка с ЗПР и ТНР в специально организованной пространственно-речевой среде, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

Кроме того, мы ведем информацинно-просветительскую и консультативную работу работу с родителями в форме лекций, бесед, раздачи печатного материала, проведения тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ, выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ, тем самым способствуя повышению психологической и логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

В соответствии с методическим письмом Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» мы добиваемся того, что дети с ОВЗ являются активными участниками совместной жизни всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения.

На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в обществе. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности — привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении и за его пределами.

В работе с дошкольниками с ОВЗ мы применяем личностно – ориентированный подход в работе с использованием нетрадиционных технологий.

Использование нетрадиционных технологий в таких образовательных областях, как коммуникация, художественное творчество, социализация и музыка, дает наиболее эффективный результат и значительные положительные изменения в динамике развития детей. Каждый ребёнок, появившись на свет, учится быть человеком. Чтобы жить и творить, он должен иметь определённый багаж знаний.

Для того чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, кроме традиционных методов педагоги МДОУ используют элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного моделирования, сказкотерапии и элементы системы Монтессори.

В основе процесса использования технологии имитационного моделирования лежит игра. В игре дети воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности. Игровые технологии помогают овладеть этими нормами, обеспечивают приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Одним из видов здоровьесберегающего воздействия на воспитанников является сказкотерапия, являющаяся инновационным методом в работе с детьми, позволяющая мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает ему контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения, новых знаний о себе и мире. Она знакомит ребёнка с его сильными сторонами, помогает искать нестандартные, оптимальные выводы из различных ситуаций. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое, помогает развивать произвольное внимание, память, способствует сплочению группы, развитию чувства взаимопомощи и поддержки расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Использование данных методов даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, успешной социализации, позволяют добиться значительных успехов в социализации детей и формировании у них интегративных качеств личности для адаптации к жизни в обществе.

Использование элементов системы Монтессори предполагает недоминируещее воздействие педагога на ребенка с ОВЗ и направлено на его сенсорное развитие. Предметно-развивающая среда группы включает в себя несколько зон.

Первая — "Зона практической жизни", способствует приобретению детьми важных практических умений. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.

Далее — "Зона сенсорного воспитания". Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована материалами для развития зрения, для развития логического мышления на основе зрительного восприятия, материалы для развития осязания. Это — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью; для развития барического чувства (различения веса) (весовые таблички), для развития вкуса — вкусовые баночки, для развития слуха — шумовые цилиндры.

В "Математическую зону" входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка — числовые штанги, выпуклые цифры.

"Зону русского языка" составляет материал для расширения словарного запаса: классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха — наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму — металлические рамки — вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами — шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов — большой подвижный алфавит; материал для чтения — серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

Каковы возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Исследования ученых позволяют сделать вывод о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает бОльшее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Поэтому дети с нарушением речи нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Функция руки и речи развиваются параллельно. Поэтому мы развиваем мелкую моторику у детей – и тех, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Для развития речи мы используем различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук: вырезание ножницами; лепка из глины и пластилина, теста; изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей и других доступных материалов; различные виды шнуровки; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков; нанизывание бус и пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на шнурках; переборка круп; обводка по трафарету; аппликация.

Для достижения поставленных целей в нашем образовательном учреждении используется и метод проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Свою деятельность педагоги направляют, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применении своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей.

Индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Для выявления детей с ОВЗ и организации работы с ними в МДОУ работает психолого-педагогический консилиум; его деятельность осуществляется в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации", Уставом учреждения, Договором между консилиумом (ППк) и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).

Обследование ребёнка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.

Обследование ребенка до консилиума проводится каждым специалистом ДОУ индивидуально.

По результатам обследований, на основании представлений специалистов коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребенка, составляется заключение консилиума, в котором указывается, какие нарушения имеют место; разрабатывается индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка, в котором каждый участник консилиума даёт рекомендации педагогам и родителям по коррекции и развитию ребёнка.

Таким образом, одиннадцатилетний опыт работы в нашем детском саду групп компенсирующей направленности, где организован процесс воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, показывает, что эта деятельность педагогического коллектива обеспечивает выравнивание уровня развития детей и способствует их стопроцентному обучению в массовой школе. А значит, мы не зря едим свой хлеб, помогая детям с ОВЗ успешно социализироваться, стать полноценными членами общества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год