Увлекательная нейропсихология, как развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. |
Психология | |||
Автор: Семёнова Наталья Алексеевна | |||
24.12.2020 09:33 | |||
Увлекательная нейропсихология, как развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Развитие межполушарного взаимодействия является фундаментом интеллектуального развития ребёнка. Специалисты по нейропсихологии утверждают, что от совместной работы обоих полушарий во многом зависит успеваемость ребенка в школе и благополучие в жизни в целом. Недостаточное взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с такими явлениями как дисграфия, дислалия и двигательная расторможенность. Этой проблемой занимались многие учёные, ведущие специалисты в области нейропсихологии. Благодаря этому современные методики воспитания и обучения, сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, способствуют формированию межполушарных связей, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности. Межполушарные связи?
Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои определённые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, контролируют процессы восприятия вербальной информации с помощью устной речи, письма или текста. В правом полушарии головного мозга формируются пространственно-временные представления, одновременно обрабатывая множество блоков информации, обеспечивает её восприятие как единое целое. Правое полушарие отвечает– за восприятие информации на слух, планирование, творчество, образное мышление. Таким образом они влияют на обучаемость человека, его достижения и положительный результат во всех видах деятельности. Распределение активности между полушариями постоянно чередуются. Наибольшая эффективность работы мозга достигается в момент одновременной слитной обработки поступающей информации от обоих полушарий. Для совместной работы обоих полушарий необходима их функциональная связь, которая осуществляется благодаря развитию координации движений и моторики у детей в возрасте от 3 о 8 лет. В чём выражается несформированность межполушарных взаимодействий? Происходит неверная обработка информации и у ребенка возникают трудности в обучении:
Изменение поведения таких детей сводятся к повышенной активности, причём она не имеет определённой цели, часто зависит от ситуации (это новая или незнакомая обстановка, при стрессовых воздействиях). Часто ребёнок не в состоянии сосредоточиться, фиксировать своё внимание, постоянно отвлекается. Таким детям присуща быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, плаксивость. Они отдают предпочтение играм с детьми более младшего возраста, выбирают примитивные игры, иногда критично относятся к окружающим. В чём проявляется несформированность межполушарного взаимодействия:
Что может послужить причиной плохого развития межполушарных связей у детей? Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами, патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Не редко причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но зачастую слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. Поэтому важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия. Играем –развиваем Развитие межполушарных связей построено на сеансах, упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Существует множество упражнений с детьми 2-х летнего возраста. Дети охотно включаются в процесс: «Подбери пару» — можно очень широко использовать в работе с детьми:
Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам:
Для более старших детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Можно предложить очень увлекательное, пособие Т.П. Трясокуровой «Развитие межполушарного взаимодействия». Предлагаемая рабочая тетрадь является одним из направлений в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей, где в интересной и занимательной форме предлагаются игровые сеансы. Любимые детям птицы и животные приглашают выполнить весёлые упражнения с элементами: пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, зарядки. При этом включая такие задания как:
Глазодвигательные игры:
Для детей более старшего возраста от 7 лет, можно предложить уникальную авторскую методику Ирины Праведниковой «Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков». Это пособие адресовано детям младшего школьного возраста, но из практики делаю вывод, что увлекательные упражнения вполне по силам детям старшего дошкольного возраста. Данное пособие разработано с учётом принципов нейропсихологии и механизмов развивающего обучения, где содержит комплекс познавательных занятий с интересными графическими упражнениями, направленные не только на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственной координации, мелкой моторики, но и синхронизацию работы глаз и рук, закрепления навыка зрительного восприятия, повышения уровня устойчивости и переключения внимания. Эта книга таит много загадок и открытий. А мальчик по имени Матвей и кот Гаврюша, приглашают ребят совершить удивительное, полное приключений путешествие по разным частям света. Очень часто дети дошкольного и младшего школьного возраста зеркалят буквы на письме. Зеркальность букв свойственна многим дошкольникам и чаще всего проявляется у детей 5-7 лет. В этом возрасте данная проблема не является нарушением и не стало для ребёнка автоматизированным навыком, ведь освоение письма и образа буквы носит развёрнутый характер. На созревания буквенного гнозиса, локализацией которого является височно-затылочные отделы левого полушария мозга, нужно время. Буквенный гнозис, определение и написание букв является наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, тонкой моторики пальцев рук. В пособии И.И. Праведниковой «Развитие буквенного восприятия», представлен комплекс занимательных занятий с учебно-игровыми заданиями на:
Помимо выполнения основной цели (усвоения образа буквы, коррекции зеркальности при письме) методика способствует:
Развитие межполушарных связей необходимо для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Делая специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При выявлении выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: нейропсихологам и неврологам, дефектологам. Литература:
*
|