Основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми |
Психология | |||
Автор: Ливенцова Надежда Сергеевна | |||
19.11.2020 15:00 | |||
Основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми Ливенцова Надежда Сергеевна, Воспитатель, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 21 «Золушка», г.о. Химки, Московская область. Аннотация. В статье рассматриваются основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми. Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь педагогам ДОУ, гиперактивность, гиперактивные дети. Одной из главных задач развития системы образования является подготовка профессионалов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Проблема психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми является актуальной, вследствие того, что статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время каждый десятый ребенок страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что является самой распространенной причиной нарушения поведения и освоения учебных навыков у детей дошкольного возраста.
Проблемой психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми занимались такие ученые, как: И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, Л.А. Ясюкова, Л.С. Чутко, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс и другие. Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют, проблемы с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной группы. Раскрывая особенности изучения гиперактивности ребенка, как психологического феномена, обратимся к этимологии данного понятия в психолого-педагогической литературе. Термин «гиперактивновсть» представляет собой сочетание таких терминов как «гипер» и «активность» где первый — переводится с латинского языка как «деятельный, действенный», а второй указывает на «превышение нормы двигательной». Несмотря на долгую историю изучения гиперактивности, многочисленные исследования показывают, что в более шестидесяти процентов случаев педагоги, психологи и врачи не имеют целостную картину о данном невротическом расстройстве и не знают, как работать с гиперактивными детьми [3]. Основными направлениями деятельности педагога-психолога по оказанию обеспечению психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование. В оказании психолого-педагогической помощи педагогам, педагог-психолог должен использовать следующие организационные формы, а именно творческие занятия, направленные на теоретические основы взаимодействия с гиперактивными детьми в условиях ДОУ; коллективное решение проблемных ситуаций, вебинары, касающиеся взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми, групповая дискуссия, или мозговая атака; проведение конференций, круглых столов, семинаров. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями для благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Просветительская деятельность может осуществляться в разной форме: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др. Важно помнить, что материал должен быть раскрыт на доступном для слушателей языке, нужно наглядно показывать, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению проблемы работы с гиперактивными детьми. Еще одним значимым компонентом работы с педагогами является психологическое консультирование, то есть информирование их о природе гиперактивности, о факторах, проявлениях и триггерах синдрома, о возможном варианте развития и разработке конкретных рекомендаций для педагогов в работе с гиперактивными детьми. Неотъемлемым этапом оказания психологической помощи в ходе консультирования является сообщение педагогам объективной и полной информации об особенностях развития гиперактивного ребенка с учетом особенностей социального окружения и родительских установок. Практическим результатом проведения консультации обязана стать выработка рекомендаций по устранению негативных установок и позиций педагогов в отношении гиперактивного ребенка, формировать адекватное отношение к его личности и проблемам. Немаловажно, чтобы педагоги сами хотели были готовы и с пониманием относились к особенностям развития гиперактивного ребенка, а также становились активными участниками и авторами разработанных рекомендаций. Лишь в этом случае они могут рассчитывать на правильный выбор воспитания гиперактивных детей[1]. Однако, педагог, в работе с гиперактивными детьми испытывает профессиональный стресс, который приводит к эмоциональному выгоранию. Поэтому одним из важных направлений в работе педагога-психолога является психологическая профилактика, которая направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья педагога. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в ДОУ психологических условий, необходимых для полноценного психологического комфорта, положительно влияющего на педагога при взаимодействии с гиперактивными детьми. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление профессионального выгорания среди педагогов, взаимодействующих с гиперактивными детьми. Для создания комфортной среды для педагога ДОУ можно использовать следующие методы: использование «тайм-аутов», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия, то есть необходимо отдыхать от работы; определение краткосрочных и долгосрочных целей Таким образом, популяризация информации о природе гиперактивности, о факторах, проявлениях и триггерах синдрома, поможет педагогам разобраться в причинах поведения ребенка, а также поможет понять как вести себя с ребенком для получения желаемого поведения. Часто у педагогов, взаимодействующих с гиперактивным ребенком, проявляется выраженное или скрытое осуждение, отвержение, обвинение, критика. И эти поведенческие действия педагога неизбежно приводят к нарушению контакта с ребенком. Поэтому педагогу важно учиться отделять «хорошее поведение» или «вредности» гиперактивного ребенка от его действий, обусловленных данным синдромом. Принятие знаний о таком расстройстве как гиперактивность, о его прогнозах и способах проявления у детей, ведет к успешному взаимодействию с данной категорией детей.
|