Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Психология | |||
Автор: Мирон Татьяна Викторовна | |||
09.11.2020 09:08 | |||
Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мирон Татьяна Викторовна, психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с умственными и физическими возможностями ГКУСО МО «Можайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Можайск, Московская область Я, Мирон Татьяна Викторовна психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с умственными и физическими возможностями ГКУСО МО «Можайского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних», как и каждый практикующий психолог, заинтересованный в результатах своей деятельности руководствуюсь различными методиками в работе с особыми детьми. Так, одной из направлений в своей деятельности выделяю сенсомоторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем реабилитационном центре функционирует сенсорная комната для работы с детьми, которая является комнатой психологической разгрузки и релаксации. Целью сенсорной комнаты является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей, с помощью мультисенсорной среды. Сенсорные ощущения при исследовании ребёнком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив, снимают тревогу и оказывает положительное влияние на психику ребёнка.
Исходя из своей практики, такая комната для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из благоприятных зон взаимодействия специалиста и ребёнка. Один из основных методов использования в сенсорной комнате — релаксация, расслабление. Детей охватывает общее состояние покоя, с частичным мышечным расслаблением, в результате воздействия спокойной музыки и приглушенного цвета. Занятия провожу как индивидуально, так и в групповой форме от двух человек, с продолжительностью от 15 до 20 минут. Возраст ребёнка дошкольный и младший школьный возраст. Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы можно было воздействовать на зрение, максимально положительно стимулировать различные органы чувств ребёнка, вестибулярный аппарат, слух, осязание. В сенсорной комнате имеется сенсорный уголок, воздушно-пузырьковая колонна даёт сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощутить тактильно и зрительно её благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой. Пузырьковая труба легко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись к трубе можно почувствовать мягкую вибрацию пузырьков. При установлении контакта с маленьким посетителем использую интерактивную светозвуковую панель. Уникальность сенсорной панели заключается в том, что представляет собой большой экран с маленькими разноцветными лампочками, которые загораются в разном разноцветном порядке. Ребёнку помогает развивать восприятие пространства, различать цвета, фантазию, логику, внимание, воображение. На своём опыте могу сказать, пробуждают интерес даже у самых пассивных детей, делая процесс обучения незаметным и желанным. Имеется зеркальный шар с приводом вращения, который подвешен к потолку. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, а также мелькание «солнечных зайчиков», которые непременно детьми хочется поймать. Важным объектом для внимания, является проектор «Меркурий» калейдоскоп с жидким колесом, постоянно меняющих форму, цвет, тональность. Настолько волшебное зрелище напоминает северное сияние, приковывает внимание и не требует значительного напряжения, позволяет занимающимся детям максимально расслабиться, что способствует эмоциональному комфорту во время занятия и отдыха. В игровой деятельности, дети активно применяют метод конструирования, строят лабиринты, башни, домики, используя мягкие формы «ромашка», различные пуфики, мешки. Для музыкального сопровождения включаю музыкальный центр. Пользуюсь музыкой со звуками природы: капли дождя, звуки леса, звуки моря, пение птиц и крики дельфинов. В сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, маленький человек чувствует себя в полной безопасности, может находиться в состоянии глубокой умственной и мышечной релаксации, а для особого ребёнка — это очень важно. Благодаря занятиям в сенсорной комнате релаксации у детей с диагнозом «аутизм» появляется интерес к исследовательской деятельности, развивается общая моторика, корректируются нарушения движения, положительная динамика наблюдается в выполнении заданий на развитие когнитивной сферы и возникает положительный эмоциональный фон. Все занятия направлены на достижение баланса системы чувств ребёнка. Занятия включают: сенсорную интеграцию, звукотерапию, ароматерапию, светотерапию, релаксацию. Конечно, к подобного рода занятий допускаются не все дети. Сенсорная комната, имеет перечень противопоказаний. Проводя занятия в сенсорной комнате, где требуются совместные действия специалиста и ребёнка, в процессе игровой деятельности достигается зрительный контакт между двумя людьми, у детей возникают положительные эмоции. Волшебный мир сенсорной комнаты, не оставляет равнодушным ни одного ребёнка. В очередной раз, приходя в центр, маленький человек обращается к специалисту снова провести занятие, уже в любимой для него сенсорной комнате, а это значит, что цель достигнута.
|