Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»
Психология
Автор: Никитина Анна Валерьевна   
31.03.2020 15:19

«Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»«Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»

Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко», МДОУ №36 «Золотой петушок» Ярославского муниципального района

С проблемой проявлений разного вида невротической симптоматики сталкивается большое количество родителей и специалистов. Одной из таких проблем являются проявления нервных тиков (спазматических задержек неврологического типа, в разных частых тела). Этими симптомами выражается проявление повышенной тревожности и чувствительности к негативным факторам окружающей среды. Оно может быть вызвано не только врожденными факторами, влияющими на развитие и становление личности (например, повышенная чувствительность, тревожность, др.) или приобретенными факторами — переход на новый вид учебной деятельности, частое и продолжительное сидение за электронными устройствами в статичной позе, стрессовые ситуации, смена социальных условий, неуверенность в принятии решения, ускоренное обучение (подготовка к школе в эпикризном периоде несоответствующем для достижения этой цели), др.).

 Скачать конспект

Автором данной статьи, дошкольным педагогом-психологом, приводится способ лечения, приобретенного нервного тика посредством пережитой стрессовой ситуации воспитанницей шести лет. Психологическая травма, выраженная спазмическими задержками появилась ввиду высокого порога внутренней чувствительности к негативному фактору среды, на который другие люди не обращали внимания. Следствие указанного – ярко-выраженные проявления нервного тика с частым сокращением глазных мышц в момент повышенной интеллектуальной деятельности или при рассказе о себе и собственных переживаниях, в том числе, на отстраненные от травмирующей, темы. Для лечения и последующей профилактики проявлений психологической травмы специалистом была проработана программа, ориентированная на прорисовку, посредством осмысления реальной ситуации стресса и понимание того, какие внутренние ресурсы, можно использовать, для того чтобы обрести вновь жизненные силы, выработать защитные барьеры, позволяющие справиться с ситуацией. И, по итогу работы, вместе с педагогом, определить перспективы развития личности.

Данная техника помогает и для детей, которые трудно переживают разрыв семейных связей (например, когда отец покидает семью). Часто это относится и к мальчикам. У них также могут возникнуть внутренние переживания, не выраженные внешне, например, в игре, а выраженные в видах труда и учебной деятельности опосредованно: отказ от задания, затруднение при выполнении, которые раньше не наблюдались, протест на выполнение тех или иных видов деятельности, снижение качества работы, и т. д. В обоих случаях могут наблюдаться нарушения социализации. Здесь также оказывают влияние факторы личностные — тип темперамента ребенка, характер, общительность, обученность говорить о своих проблемах, наличие друзей и понимающих родственников, адекватная социальная среда в целом др.

Основу научной разработки составляет использование метода арт-терапии через рисования мандал. Известно, что с латинского языка «Мандала» переводится как «круг, диск» и обозначает замкнутую геометрическую систему с равноудаленными от центральной точки элементами. Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства. И, сейчас она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я» [1, с. 115].

Цель работы по программе: содействие ребенку в преодоление психофизического дефекта, осознание полноты собственного «я», ознакомление и обучение использованию собственных защитных барьеров для преодоления стрессовых ситуаций.

Задачи программы:

  1. Подготовка пространственно-развивающей среды для конкретного типа занятия (музыкальное сопровождение, кушетка или коврик для релаксации, мягкая игрушка, лист бумаги А4, колода метафорических карт, средства рисования: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, др.);
  2. Знакомство с ребенком, выявление проблемы и его уровня его реакции на раздражитель, беседа с родителями при необходимости;
  3. Проведение с ребенком занятий по программе 1-2 раза в неделю;
  4. Оценка результатов, последующих действий или принятие решения о повторении этапов программы снова для лучшего закрепления результата (прим. – если после повторного прохождения курса результата не отмечаются или усугубляются, необходимо направить ребенку на консультацию к медицинским работникам соответствующего профиля).

Длительности проведения занятий зависит от возраста ребенка и соответствует СанПиН: с 4 до 5 лет – 20 мин, с 5 до 6 лет – 25 мин, с 6 до 7 лет – 30 мин. На занятиях разрешается присутствие законных представителей ребенка, им не рекомендуется комментировать действия, совершаемые клиентом.

Перед началом и по окончании каждого этапа занятия (прим. – программа ориентирована на работу с педагогом, минимум 5 занятий) с ребенком проводится сеанс релаксации ( «Тихое озеро», «Придуманная страна», «Отдых в лесу», «Полет бабочки», «Отдых на море», др.), в результате которого происходит формирование доверительной атмосферы к педагогу, эмоциональный настрой на арт-терапевтическое занятие и снятие психосоматических зажимов.

Психолог включает релаксационную музыку, объясняет суть этапа занятия (тема рисования, представлены ниже) и предлагает ребенку круг, расположенный на листе формата А4, который необходимо разрисовать по своему усмотрению. Использовать при этом можно разные средства выражения эмоций и чувств, такие как краски (акварель или гуашь), фломастеры, карандаши (простые или цветные), восковые мелки. Здесь педагог уже понимает, какие этапы целесообразно будет проработать дальше, уже может планировать и оценивать, насколько будет эффективна помощь в рамках услуг психолога образовательного учреждения и/или предлагает ребенку новые средства взаимодействия (психокоррекционной работы).

В результате психокоррекционной работы прорабатываются такие этапы как:

  1. «Моя проблема» — рекомендуемый инструмент, цветные и черно-белые карандаши (прорисовка страха, испуга, проблемы; проговаривание его, проработка пугающих моментов, отрисовка с положительной стороны). Диагностический этап для психолога с точки зрения авторитета нарисованных элементов и персонажей, предметов, их размеров, цветовой гаммы, качества закрашивания, др.). Для ребенка – возможность дальше не «погружаться в проблему», а попытаться ее отпустить в окружающий мир, проговорив с психологом;
  2. «Мое настроение» — рекомендуемый инструмент, краски (текущее эмоциональное состояние ребенка, текущие переживания). Проговаривание тревожных или, наоборот, положительных качеств, состояний личности то, на чем стоит акцентироваться и то, что нужно отпустить, для того чтобы стать более свободным и счастливым человеком;
  3. «Какая (-ой) я сейчас» — рекомендуемый инструмент, фломастеры (ребенок рисует свой внутренний мир, свои переживания, стремления, мечты в данный момент, свою семью, друзей, преимущества, недостатки, др., по желанию). Возможно применение метафорических карт [2] колоды «Источник счастья», для понимания текущего состояния ребенка, обсуждения его и сравнения с тем, что он нарисовал). Через обсуждения проясняться многие тревожные моменты;
  4. «Какой я хочу стать» — можно использовать все инструменты по желанию (стремление, мечты, устремления на перспективу). Также, возможно применение метафорических карт из представленной в 3 пункте колоде [2]. На этом этапе разговор с ребенком идет не о его трудностях, а о том, что ребенок осмыслил, думает и как все это может использовать для себя:
  5. «Мои мечты» можно использовать все инструменты по желанию (проекция переживаний, подведения итога работы, осмысление перспектив роста и развития).

Занятие 1. «Моя проблема». Ребенок живет в неполной семье, чувствует себя «одним». Тем не менее, достаточно благополучная ситуация внешне, но тесных эмоциональных связей не наблюдается и есть пережиток травмирующих моментов. Во «внешнюю среду» пока не решается выйти»

Занятие 2. «Какой я» (заметен выход за край рисунка (во «внешнюю среду»). Выходит робко, исползуя мазки красок

Рис. 1 — Пример рисования мандалы на некоторые из представленных тем

По выполнении каждого этапа, специалист, в специальной ведомости (в свободной форме) фиксирует фон настроения ребенка, способность самостоятельно или с помощью педагога отразить мысли и чувства, выбрать средства изображения рисунка (отражает его самооценку, уверенность, желание сотрудничать). Здесь отмечается также качество исполнения и стремление «выйти за пределы» предложенного круга, как бы имеющееся желание «войти в окружающий мир» и выйти из интроверсии (рассказать о своих переживаниях другим людям). У детей с психосоматическими проблемами нередко нарушены социальные контакты, они могут зацикливаться на собственных переживаниях и рисовать только то, что касается их внутреннего мира.

Этапы программы проработаны по «нарастающей», для того чтобы плавно подойти к раскрытию проблемы индивидуума с социально принимаемой стороны и открыть перед ним больший объем возможностей, минимизировать страхи и переживания, «замаскировав» их под преимуществами личности.

При грамотной реализации цикла занятий и по проведении мероприятий у ребенка повышается уверенность в выполнении собственных действий, снижается уровень личностной тревожности, пропадают или снижаются проявления нервных тиков и заиканий (спазматических задержек неврологического типа), появляется желание развиваться и получать положительные эмоции.

Список использованных источников литературы

  1. Зинченко М.В., «Что такое «практика мандала-терапия» (по материалу методики Юнг, К. Г. «Воспоминания, сновидения, размышления»), — URL: https: //www. b17. ru/article/115679/ (дата обращения: 30. 03. 2020 года)
  2. Колода метафорических карт «Источник счастья», МСК, Изд.: Речь, — 2019 год
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год