«Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии» |
Психология | |||
Автор: Никитина Анна Валерьевна | |||
31.03.2020 15:19 | |||
«Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии» Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко», МДОУ №36 «Золотой петушок» Ярославского муниципального района С проблемой проявлений разного вида невротической симптоматики сталкивается большое количество родителей и специалистов. Одной из таких проблем являются проявления нервных тиков (спазматических задержек неврологического типа, в разных частых тела). Этими симптомами выражается проявление повышенной тревожности и чувствительности к негативным факторам окружающей среды. Оно может быть вызвано не только врожденными факторами, влияющими на развитие и становление личности (например, повышенная чувствительность, тревожность, др.) или приобретенными факторами — переход на новый вид учебной деятельности, частое и продолжительное сидение за электронными устройствами в статичной позе, стрессовые ситуации, смена социальных условий, неуверенность в принятии решения, ускоренное обучение (подготовка к школе в эпикризном периоде несоответствующем для достижения этой цели), др.). Автором данной статьи, дошкольным педагогом-психологом, приводится способ лечения, приобретенного нервного тика посредством пережитой стрессовой ситуации воспитанницей шести лет. Психологическая травма, выраженная спазмическими задержками появилась ввиду высокого порога внутренней чувствительности к негативному фактору среды, на который другие люди не обращали внимания. Следствие указанного – ярко-выраженные проявления нервного тика с частым сокращением глазных мышц в момент повышенной интеллектуальной деятельности или при рассказе о себе и собственных переживаниях, в том числе, на отстраненные от травмирующей, темы. Для лечения и последующей профилактики проявлений психологической травмы специалистом была проработана программа, ориентированная на прорисовку, посредством осмысления реальной ситуации стресса и понимание того, какие внутренние ресурсы, можно использовать, для того чтобы обрести вновь жизненные силы, выработать защитные барьеры, позволяющие справиться с ситуацией. И, по итогу работы, вместе с педагогом, определить перспективы развития личности. Данная техника помогает и для детей, которые трудно переживают разрыв семейных связей (например, когда отец покидает семью). Часто это относится и к мальчикам. У них также могут возникнуть внутренние переживания, не выраженные внешне, например, в игре, а выраженные в видах труда и учебной деятельности опосредованно: отказ от задания, затруднение при выполнении, которые раньше не наблюдались, протест на выполнение тех или иных видов деятельности, снижение качества работы, и т. д. В обоих случаях могут наблюдаться нарушения социализации. Здесь также оказывают влияние факторы личностные — тип темперамента ребенка, характер, общительность, обученность говорить о своих проблемах, наличие друзей и понимающих родственников, адекватная социальная среда в целом др. Основу научной разработки составляет использование метода арт-терапии через рисования мандал. Известно, что с латинского языка «Мандала» переводится как «круг, диск» и обозначает замкнутую геометрическую систему с равноудаленными от центральной точки элементами. Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства. И, сейчас она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я» [1, с. 115]. Цель работы по программе: содействие ребенку в преодоление психофизического дефекта, осознание полноты собственного «я», ознакомление и обучение использованию собственных защитных барьеров для преодоления стрессовых ситуаций. Задачи программы:
Длительности проведения занятий зависит от возраста ребенка и соответствует СанПиН: с 4 до 5 лет – 20 мин, с 5 до 6 лет – 25 мин, с 6 до 7 лет – 30 мин. На занятиях разрешается присутствие законных представителей ребенка, им не рекомендуется комментировать действия, совершаемые клиентом. Перед началом и по окончании каждого этапа занятия (прим. – программа ориентирована на работу с педагогом, минимум 5 занятий) с ребенком проводится сеанс релаксации ( «Тихое озеро», «Придуманная страна», «Отдых в лесу», «Полет бабочки», «Отдых на море», др.), в результате которого происходит формирование доверительной атмосферы к педагогу, эмоциональный настрой на арт-терапевтическое занятие и снятие психосоматических зажимов. Психолог включает релаксационную музыку, объясняет суть этапа занятия (тема рисования, представлены ниже) и предлагает ребенку круг, расположенный на листе формата А4, который необходимо разрисовать по своему усмотрению. Использовать при этом можно разные средства выражения эмоций и чувств, такие как краски (акварель или гуашь), фломастеры, карандаши (простые или цветные), восковые мелки. Здесь педагог уже понимает, какие этапы целесообразно будет проработать дальше, уже может планировать и оценивать, насколько будет эффективна помощь в рамках услуг психолога образовательного учреждения и/или предлагает ребенку новые средства взаимодействия (психокоррекционной работы). В результате психокоррекционной работы прорабатываются такие этапы как:
Занятие 1. «Моя проблема». Ребенок живет в неполной семье, чувствует себя «одним». Тем не менее, достаточно благополучная ситуация внешне, но тесных эмоциональных связей не наблюдается и есть пережиток травмирующих моментов. Во «внешнюю среду» пока не решается выйти» Занятие 2. «Какой я» (заметен выход за край рисунка (во «внешнюю среду»). Выходит робко, исползуя мазки красок Рис. 1 — Пример рисования мандалы на некоторые из представленных тем По выполнении каждого этапа, специалист, в специальной ведомости (в свободной форме) фиксирует фон настроения ребенка, способность самостоятельно или с помощью педагога отразить мысли и чувства, выбрать средства изображения рисунка (отражает его самооценку, уверенность, желание сотрудничать). Здесь отмечается также качество исполнения и стремление «выйти за пределы» предложенного круга, как бы имеющееся желание «войти в окружающий мир» и выйти из интроверсии (рассказать о своих переживаниях другим людям). У детей с психосоматическими проблемами нередко нарушены социальные контакты, они могут зацикливаться на собственных переживаниях и рисовать только то, что касается их внутреннего мира. Этапы программы проработаны по «нарастающей», для того чтобы плавно подойти к раскрытию проблемы индивидуума с социально принимаемой стороны и открыть перед ним больший объем возможностей, минимизировать страхи и переживания, «замаскировав» их под преимуществами личности. При грамотной реализации цикла занятий и по проведении мероприятий у ребенка повышается уверенность в выполнении собственных действий, снижается уровень личностной тревожности, пропадают или снижаются проявления нервных тиков и заиканий (спазматических задержек неврологического типа), появляется желание развиваться и получать положительные эмоции. Список использованных источников литературы
|