Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализация проекта «Пойми меня»
Психология
Автор: Злобина Екатерина Александровна   
31.03.2020 17:14

Реализация проекта «Пойми меня»Реализация проекта «Пойми меня»

В нашем обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них – дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития.

Дети с ТМНР – это дети с особыми потребностями, жизнь которых наполнена большим количеством ограничений. Они затрудняются самостоятельно свободно передвигаться, удовлетворять личные потребности, воспринимать и перерабатывать информацию, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Каждому ребенку, воспитывающемуся в интернате, требуется понимание и общение, для того что бы рассказать о своих потребностях, печалях и радостях. Эти дети не могут использовать устную речь как средство общения, из-за имеющихся ограничений здоровья. Но это не значит, что им нечего сказать. С детьми, имеющими разные формы детского церебрального паралича, другие двигательные нарушения, расстройство аутистического спектра, генетические нарушения, повреждения головного мозга, множественные нарушения, у которых имеются затруднения в общении и нарушения коммуникации, могут общаться при помощи средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

 

Скачать конспект

Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые воспитываются в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» в возрасте от 4 до 19 лет, имеющих разный уровень развития коммуникативных навыков, мы запланировали внедрение технологии альтернативной коммуникации для формирования у них навыков общения и самостоятельности. Инновационный проект КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» «Пойми меня» вошел в число победителей конкурса инновационных проектов 2019 г., направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениям развития с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Формирование у детей с ментальными или иными особенностями развития, навыков общения с окружающими, способностей выражать свои желания, эмоции, передавать (а, следовательно, и воспринимать) информацию можно без преувеличения назвать важнейшим этапом в их социальной адаптации. Это своего рода стартовая ступень, без которой невозможно обучение необходимым бытовым навыкам, невозможно образование по адаптированным программам.

МЫ ГОТОВЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЕКТА

Мониторинг реализации комплекса мероприятий проекта и достижения планируемых результатов.

Специалистами проведена диагностика коммуникативных навыков у детей целевой группы на промежуточном этапе реализации проекта. Проведен сравнительный анализ начальной и промежуточной диагностики. Промежуточная диагностика включала в себя оценку динамики, как основных коммуникативных навыков (формирование ответной реакции на предложенную коммуникацию; формирование умения инициировать общение; формирование активной позиции при взаимодействии и умения поддерживать коммуникацию; формирование положительного фона и адекватных эмоциональных реакций при взаимодействии; формирование навыка восприятия инструкций взрослого; формирование умения использовать простые жесты, мимику и эмоции при общении и для сообщения ребёнком своих нужд и потребностей), так и навыков относящихся непосредственно к альтернативной и дополнительной коммуникации (формирование умения использовать при коммуникации: элементы жестовой речи; простые картинки и фотографии, простые графические системы; навыки глобального чтения; однофункциональные и многофункциональные электронные коммуникаторы). При проведении промежуточной диагностики помимо оценки динамики усвоения навыков альтернативной и дополнительной коммуникации, также происходило наблюдение за ребёнком на занятиях, на индивидуальных встречах с родителями и в свободной деятельности. Родители принимали непосредственное участие при оценке сформированности навыков альтернативной и дополнительной коммуникации. В форме бесед специалисты совместно с родителями выясняли, какие навыки, полученные на занятиях, включаются в повседневную жизнь ребёнка и его семьи. В рамках диагностической процедуры, проводились междисциплинарные совещания специалистов, работающих в проекте.

Проведённая промежуточная оценка возможностей ребёнка, степени ограничений коммуникативных потребностей, позволило сделать корректировку подходящей формы АДК для каждого ребёнка.

В работе с воспитанниками используются визуальное расписание, размещённое на ковролиновом полотне; индивидуальные папки; коммуникаторы; коммуникативные альбомы, а также кнопки.

Визуальное расписание и индивидуальные папки успешно используются на групповых и индивидуальных занятиях с 40 детьми.

Коммуникаторы используются в работе с 20 детьми.

Коммуникативные кнопки ( «ещё, «да», «нет») осваиваются 30 детьми.

120 детей целевой группы активно используют коммуникативные альбомы.

Разработка индивидуально ориентированных программ по формированию коммуникативных навыков и развитию общения на каждого ребенка целевой группы, в том числе с учетом содержания специальных индивидуальных программ развития (СИПР)

Специалистами интерната «Подсолнух» ведётся системная работа по формированию коммуникативных компетенций у детей с ТМНР и развитию общения с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации с учетом разработанной индивидуально ориентированной программой. Используемые методы и технологии позволяют детям активно включаться в повседневную жизнь и межличностное взаимодействие.

Проведённая промежуточная оценка возможностей ребёнка, степени ограничений коммуникативных потребностей, позволила сделать корректировку подходящей формы АДК для каждого ребёнка.

Специалисты, реализующие индивидуально ориентированные программы, учитывают следующие принципы внедрения АДК:

  • Принцип «От более реального к более абстрактному». Специалисты в подборе средств дополнительной коммуникации ориентируются на реальный уровень развития ребенка, а не на его биологический возраст. При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала предъявляют фотографии реального объекта. Специалисты используют следующую схему графических стимулов: фотографии → картинки с изображением реальных предметов → картинки –символы → пиктограммы → схемы.
  • Принцип «Избыточности информации». Предполагает одновременное использование нескольких коммуникативных средств (например: жест, слово, пиктограмма), ориентацию на индивидуальность, возможность выбора способа коммуникации самим ребенком. Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
  • Принцип мотивации. Выбор коммуникативного средства зависит от коммуникативных возможностей ребенка и круга его интересов. Основная идея данного принципа заключается в определении шкалы интересов каждого ребенка и умении взрослого включить его в процесс общения.

При подборе средств дополнительной коммуникации специалисты интерната учитывают сильные стороны ребёнка и особенности его развития.

Разработка конспектов групповых и индивидуальных занятий для специалистов, реализующих ИОП

Специалистами была использована групповая и индивидуальная форма работы с детьми. Использовали такие методы работы, как проблемные ситуации, игровые задания, психотехнические упражнения и др. Специалисты интерната определили оптимальную структуру занятия с детьми, которая включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Тем самым выстроилась система взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у детей коммуникативных умений и инициативы.

В конспектах подробно описаны способы формирования у детей с ТМНР навыков жестовой (в доступных формах) и тотальной (комбинация жестов, телодвижений, мимики и речи) коммуникации, способы формирования навыков предметной и картинной – символьной коммуникации с использованием визуально-графических средств (фотографий, картинок и символов, и предметов), способы формирования навыков коммуникации с использованием специальных устройств – коммуникаторов, компьютерного и другого оборудования. В конспектах специалисты прописывают инструкции по использованию специализированного оборудования и методических средств (коммуникативная книга; говорящий фотоальбом; портативный коммутатор на запястье; коммуникаторы различных моделей; тренажер для развития речевого дыхания; визуальное расписание), индивидуально для каждого ребенка целевой группы.

Реализация индивидуально ориентированных программ по формированию коммуникативных навыков у детей целевой группы.

Вся работа с ребёнком направлена на формирование коммуникативных навыков, необходимых для овладения методами альтернативной и дополнительной коммуникации; повышение функциональности и познавательной компетентности детей, повышение коммуникативных способностей и формирование навыков социального взаимодействия.

Принимая во внимание низкий уровень коммуникативного развития, специалисты определили основные направления работы по формированию коммуникативных навыков с детьми:

  1. Обогащение эмоционального опыта воспитанников.
  2. Включение детей в общение, побуждать воспитанников смотреть в лицо говорящего, реагировать на обращение.
  3. Формирование элементарных навыков общения.
  4. Формирование умений пользоваться речью, как средством коммуникации.
  5. Расширение знаний о себе, о других людях, окружающем социуме.
  6. Формирование элементарных социальных умений (приветствие, прощание, благодарность).

Создание индивидуальных коммуникативных альбомов для каждого ребенка с ТМНР целевой группы (используемые в повседневной жизни ребенка для осуществления коммуникации с окружающими).

Для каждого из 120 детей целевой группы созданы коммуникативные альбомы. Дети учатся их активно использовать в повседневной жизни. При создании коммуникативных альбомов, специалисты интерната учитывали способность ребенка распознавать картинку: будет это изображение в виде фотографии, картинки-символа или вообще в виде наклеенного/ заламинированного реального предмета (идентичного, подобного или ситуативно-связанного). Мы используем коммуникативные альбомы с разной тематикой, содержащие ламинированные карточки на липучках – для детей с более сохранным интеллектом, но лишенных речи. В более тяжелых случаях поражения ЦНС или на начальных этапах обучения используем альбомы с фотографиями ближайшего окружения ребенка (люди, предметы, помещения). Ребенок, используя коммуникативный альбом, всегда может показать, с кем хочет пообщаться, что хочет из еды, куда хочет пойти…

По мере возрастания коммуникативных инициатив ребёнка и расширения его словарного запаса, специалисты изготавливают дополнительные карточки.

При реализации мероприятий за отчетный период специалисты предприняли все соответствующие меры по обеспечению безопасности детей, участвующих в мероприятиях, проводили мероприятия по охране их жизни и здоровья (использовались физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательные гимнастики, мимические разминки, точечный массаж и пр.). В КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» обеспечена в установленном порядке противопожарная безопасность, охрана помещений, где проводились мероприятия с детьми.

Анализируя полученные за отчетный период результаты реализации настоящего Проекта, необходимо отметить следующее:

  1. Мероприятия Проекта реализуются успешно, в соответствии с календарным планом проекта, с соблюдением количественных и качественных показателей.
  2. Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей в области альтернативной и дополнительной коммуникации.
  3. Осуществляется взаимодействие с организациями – соисполнителями Проекта с целью распространения эффективных практик внедрения технологии альтернативной и дополнительной коммуникации.

В целом, реализация проекта «Пойми меня» прошодит успешно. В ходе реализации Проекта выполнены в полном объеме все мероприятия, запланированные календарным планом. Положительные результаты выполненных мероприятий являются основным базисом для дальнейшей реализации социально значимого проекта на последующих этапах, а именно апробировать технологию альтернативной коммуникации и внедрить ее в работу с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития через:

  • создание инструктивно-методических материалов для специалистов по вопросам применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации,
  • проведение итоговой диагностики коммуникативных навыков у детей целевой группы,

проведение семинара по оценке эффективности проектной деятельности, распространению ее результатов, определению перспектив дальнейшей работы по развитию коммуникативных навыков детей с ТМНР с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год