Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение мнемотехники в коррекционно – образовательной работе с детьми с нарушением речи
Психология
Автор: Родионова Ирина Алексеевна, соавтор Ежикова Лариса Ивановна   
26.02.2020 23:02

Применение мнемотехники в коррекционно – образовательной работе с детьми с нарушением речиПрименение мнемотехники в коррекционно – образовательной работе с детьми с нарушением речи

Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» отделение ранней помощи «Семья»

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету”. К. Д. Ушинский

В дошкольном возрасте ребёнку приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

С каждым днем число дошкольников с нарушением речи увеличивается. Современное общество заменяет человеческое общение на компьютерную зависимость, родители все меньше общаются со своими детьми, игнорируя при этом речевые трудности ребенка.

 

Скачать конспект

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Проблема развития речи у детей становится все более актуальной. Острота проблемы состоит в том, что для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы:

  • скудный словарный запас,
  • неумение согласовывать слова в предложении,
  • нарушение звукопроизношения.

Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

  • ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
  • нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
  • отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

В течение нескольких лет я использую в работе приёмы мнемотехники. Реализуя данную тему, поставила перед собой задачи:

  • Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
  • Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
  • Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
  • Развивать мелкую моторику у детей.
  • Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
  • Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям..

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

Применение мнемотехники — использование обобщений, позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

Ребенок, с опорой на образы, быстрее запоминает, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

1. Что такое мнемотехника?

Мнемоника (греч.)«искусство запоминать».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями,

Глухов В.П. – блоками — квадратами, Большева Т.В. – коллажем,

Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа, пиктограмма.

В работе с детьми мнемотехника помогает развивать:

  • Ассоциативное мышление,
  • Зрительную и слуховую память,
  • Зрительное и слуховое внимание,
  • Воображение.

Цель обучения:

  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • овладение приёмами работы с мнемотаблицами способствует сокращению времени на обучение.

В основе моделирования лежат факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др., — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский.

Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

В раннем детстве ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

В помощь детям можно использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. В использовании мнемоквадратов необходимо учитывать, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображая персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой.

Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.

2. Использование мнемотехники

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • работа с загадками,
  • логопедические минутки,
  • работа над автоматизацией звуков,
  • совместное планирование с детьми,
  • при заучивании стихов.
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Ведь дети пока лишены возможности что-то себе отметить или записать.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Конечно использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно.

Преимущество использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

  • дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может самостоятельно строить по ним свой рассказ.

Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и другие. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

С помощью моделей эти задачи легко решаемы. Картинки – помощницы формируют представление об объекте. Дети сами отбирают значимые факты для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь.

Надо отметить, что дошкольники испытывают некоторые сложности в подборе языковых средств, поэтому часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, можно рассматривать задачи по активизации и обогащению словаря.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
  • Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему — модель.

Этапы использования мнемотаблиц:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т. е происходит отработка метода запоминания
  • Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.)

Применять модельные схемы можно не только на логопедических занятиях, но и в непосредственно образовательной деятельности по другим образовательным областям, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил

  • Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.
  • В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.
  • Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.
  • После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.
  • Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов

  • Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
  • Расширить круг знаний об окружающем мире.
  • Активизировать словарный запас.
  • Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

  • наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
  • приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
  • дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, а запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогают детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

3. Формирование лексико-грамматических категорий

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы.

Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.

Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.

Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, слова в сознании начнут существовать не разобщенно, а “семьями”, объединенными «родственными отношениями».

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.

С помощью пиктограммами можно выполнить различные игровые задания: например, я предлагаю игру «Семья». Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. На столе или доске размещаются пиктограммы, а на столах у детей карточки с изображением животных ( «рубашками» вверх). Ребенку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.

4. Формирование связной речи

Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.

Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Свои авторские методики по этому вопросу высказывали Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, но особенно меня заинтересовала авторская методика развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих системное недоразвитие речевой деятельности В.К. Воробьевой.

Валентина Константиновна Воробьева отмечает, что: «в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового».

Для педагога особый интерес представляет выделение двух пластов в содержательной стороне рассказа – системы предметных обозначений, т.е. осознание того, что будет сообщаться об отношениях реальных предметов и непосредственно речевое, образное оформление высказывания. Формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода».

Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения, как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.

5. Пересказ текста

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

Этапы работы над текстом при пересказе:

  • Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
  • Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
  • Беседа по содержанию текста.
  • Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
  • Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.

С детьми старшей логопедической группы на занятиях я предлагаю картинно-графический план рассказа, а в подготовительной к школе группе я учу детей делить текст на значимые части и самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста. Все рассказы детей можно записывать в «Альбом детского словотворчества».

6. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходима подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не “потерять” характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т.д. Слова – признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя.

7. Составление описательных рассказов по сюжетной картине

Для составления описательного рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.

Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине.

Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Зимние забавы».

При составлении повествовательного рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Перед составлением картинно — графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Заключение

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

С помощью мнемотехники мы не только заучивали стихотворения, но и пересказывали рассказы и сказки, составляли рассказы описательные и по сюжетным картинкам. В своей работе, я использовала словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрационные). Широко использовала и предметно-практическую деятельность на занятиях.

Практика показала, что заучивая стихотворение наизусть, дети таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укреплялась, становилась более “цепкой”, их образное мышление развивалось, и дети стали запоминать тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из четырёх-шести строчек или 2-3х четверостиший.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически обозначая его, ребенок под руководством взрослых учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У детей повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

  • Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
  • Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
  • Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
  • Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
  • появился интерес к заучиванию стихов;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
  • Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

В данный момент я работаю с детьми 2ой младшей группы. Но уже сейчас использую мнемотехнику на своих занятиях. Практика показывает, что маленькие детки, которые ещё не все умеют хорошо разговаривать, уже тоже стараются запоминать и рассказывать стихотворения и сказки по мнемотаблицам. Ведь яркие образы героев сказок привлекают очень сильно, привлекают внимание малышей и вызывают желание рассказывать сказку по картинкам.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: метод мнемотехники можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.

Список литературы

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! [Текст]/ Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Москва “Баласс”, 2000 — 21с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

4. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. — с.102 -115.

8. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

9. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память[Текст] / Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2. — с.59-62.

10. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. [Текст] / Шорыгина, Т.А. Москва, 2005. — с.8

Приложение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год