Воображение дошкольника и мир вокруг нас |
Психология | |||
Автор: Медведева Юлия Валентиновна | |||
28.02.2020 21:13 | |||
Воображение дошкольника и мир вокруг нас Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л. С. Выготский). Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности. Период от старшего дошкольного возраста до 12 лет является пиком развития воображения. В это время крайне важно способствовать развитию этого свойства психики ребенка, так как дальше это делать будет все сложнее. В возрасте 4-5 лет активно развивается познавательное воображение, благодаря тому, что ребенок много играет в ролевые игры, рисует и конструирует. Появляется ступенчатое планирование, когда ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат и затем планирует следующий. При этом могут сопровождать озвучиванием своих намерений в голос: «Нарисую дом», «А теперь трубу с дымом и окошки», «Вокруг нарисую сад и забор». Такое пошаговое планирование поощряет дошкольника у направленному словесному творчеству, когда он сочиняет сказку, называя события одно за другим.
В возрасте 6-7 лет ребенок уже практически усвоил основные модели нормы поведения и деятельности. Он уже способен отходить от стандартов, комбинировать их, используя воображение. Наблюдение за окружающим миром и его явлениями дает огромную пищу для воображения. Исследуя природу, сначала можно использовать метод сравнения: «На что похожа веточка? А облако? Лужа? Что напоминает вот то далекое дерево?» В раннем возрасте при подобных занятиях требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления, придумывать короткие истории, одушевлять неживые предметы, рисовать необычные формы привычных нам объектов.
|