ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. |
Психология | |||
Автор: Щебетенко Елена Геннадьевна | |||
18.10.2018 21:25 | |||
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Елена Геннадьевна Щебетенко. Челябинская обл, г. Катав – Ивановск. Аннотация: Дидактические игры — одно из условий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Единство игровой и дидактической задач и особая позиция взрослого делают ее уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель – воспитанник». Ключевые слова: логическое мышление, старший дошкольный возраст. В гипотезе нашего исследования мы предположили, что процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в ДОО будет более эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
Рассмотрим данные условия.
Педагогические условия — это обстоятельство педагогического характера, которое определяет условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста; требования и рекомендации к организации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса. Бабанский Ю.К. под педагогическими условиями понимает обстоятельство, при котором компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которое дает возможность педагогу плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся — успешно трудиться. Педагогические условия, по определению Муравьева В.Л., — это требования и рекомендации к организации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса [2, с. 28]. В дошкольном возрасте важными условиями для развития ребенка являются дидактические игры и правильно организованная развивающая среда. Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. К.Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения [4, с. 163]. Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой. Она рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Е.И. Тихеева справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах [3, с. 31]. Таким образом, игра — серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, мышление, речь, внимание. Дидактические игры — одно из условий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Единство игровой и дидактической задач и особая позиция взрослого делают ее уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель – воспитанник». В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи взрослый может сам варьировать условия игры. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности. Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделить в старшем дошкольном возрасте. Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания взрослым самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации [5, с. 46]. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Заключение: Таким образом, предложенные нами психолого – педагогические условия, актуальны и эффективны в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Список литературы:
|