Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Элементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому саду
Психология
Автор: Азарова Наталья Владимировна   
11.10.2018 19:32

Элементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому садуЭлементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому саду

Подготовила педагог-психолог МДОУ комбинированного типа детский сад № 29 «Пчёлка» Азарова Наталья Владимировна

Дети младшего возраста зачастую болезненно переживают разлуку с близкими людьми, к которой добавляется общая тревожность, связанная с посещением нового места, усвоением новых требований, не всегда совпадающих с собственными желаниями ребёнка, а также присутствием других детей и взрослых.

Работе с детьми в этот сложный, иногда даже травматичный для некоторых детей период, уделяется особое внимание. При этом педагоги и психологи в своёй работе используют целый ряд методов и приемов, получивших широкое распространение в дошкольных учреждениях, учитывая индивидуальные психологические и характерологические особенности воспитанников, тип нервной деятельности, степень физиологического развития, соматического состояния и так далее. Как вариант такой работы может использоваться метод, основанный на слиянии элементов игровой терапии (основатель М. Кляйн) и вариант системных расстановок (основатель Б. Хелленгер).

 

В связи с тем, что работа с расстановками требует от испытуемых опыта осознания собственных чувств и эмоций, а также некоторого умения принять позицию другого человека, представить себя в его роли, данный метод работы применяется с более старшими детьми и взрослыми, имеющими возможность представлять своего ребёнка, благодаря особой психоэмоциональной связи, возникающий между близкими людьми. Но в сочетании с игровой терапией элементы системной расстановки могут использоваться психологом с детьми младшего возраста. Данный вид деятельности может выступать как в диагностических, так и в психотерапевтических целях, позволяющих смягчить период привыкания к новым условиям, проработать эмоциональные переживания, выработать новые стереотипы реагирования и не допустить возникновения нарушений невротического и деструктивного характера.

В зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей и характера выявленных проблемных ситуаций, психолог подбирает вариант работы с конкретным ребёнком над какой-либо определённой проблемой. Если проблемных ситуаций, требующих детальной проработки несколько, выявляется одна, работа над которой будет проводиться в первую очередь, либо та, к которой может применяться выбранный метод коррекции. Хочется отметить, что применение расстановок в работе с детьми имеет ряд ограничений. Синтезируя метод системных расстановок с элементами игротерапии, арттерапии, драматизации, сказкотерапии и другими, избирательно можно использовать в работе с некоторыми видами страхов, при разрешении некоторых конфликтных ситуаций, связанных с негативными поведенческими установками, в качестве коррекции особенностей неблагополучия эмоциональной сферы.

При этом на первых этапах работы преимущество отдаётся личностным расстановкам, требующим присутствие одного ребёнка и специалиста, представляющего роль направляющего, а иногда проекционного характера.

В рамках метода могут быть предложены следующие варианты работы:

  1. Элементы игровой терапии в сочетании с личностной расстановкой (с использованием предметов-заместителей, изображений людей разного пола и возраста, кукол и пр.).
  2. Совместное со взрослым рисование проблемной ситуации и путей её разрешения.
  3. Элементы межличностных расстановок (для детей 6-7 лет).

Дети старшего дошкольного возраста, благодаря обогащению речевого, эмоционального, поведенческого опыта, в большинстве своём представляют более широкий спектр применения элементов расстановок, хотя, опять же, ориентирован на индивидуальные особенности ребёнка.

Основными диагностическими

Показателями преемственности применения синтезированного метода расстановок в работе с детьми являются:

  1. Установленные доверительные отношения между ребёнком и психологом.
  2. Понимание ребёнком и принятие предложенной ситуации.
  3. Активная позиция ребёнка.

В качестве предметов-заместителей участников расстановочного процесса могут выступать доступные для понимания ребёнка и соответствующие его возрасту и развитию объекты и изображения. При этом выбор конкретного объекта и его закрепление за реально существующим персонажем осуществляется самим ребёнком при минимальном участии специалиста, направляющего его выбор и вербализирующего (словесно сопровождающего) действия испытуемого. Выбор заместителя, эмоциональные проявления (выражаемые мимически, вербально и телесно в принимаемой испытуемым позой), обоснование этого действия, его признаки (цвет, форма, величина, место положения) при этом процессе могут подвергаться анализу и оцениваться как диагностические показатели, а в дальнейшем, служить опорой для осуществления последующих видов работы. Эмоционально окрашенные реактивные состояния могут вызывать мышечные зажимы, реактивно возникающие в связи с выбором какого-либо объекта. Работа с ними, возможно, позволят приблизиться к причине периодически возникающего физического дискомфорта в той или иной области, облегчить или устранить его с применением телесно ориентированных техник, арт-терапии, игротерапии и т.д.

Ребёнок, мало говорящий, может озвучивать заместителей условными возгласами и репликами, специально отобранными им совместно с психологом, с изменением тембра и громкости голоса, может изображать эмоции утрированно с подключением мимики и жестов. Этот же способ при необходимости может применяться в качестве закрепления приемлемых стереотипов реагирования на заключительных этапах работы.

Использование элементов метода системных расстановок в сочетании с известными, уже нашедшими широкое применение в педагогике, техниками, способствует расширению и обогащению разнообразия подходов в работе с детьми дошкольного возраста, а в ряде случаев играет существенную психопрофилактическую и корреционно-развивающую роль при осуществлении индивидуального воспитательно-образовательном процесса в дошкольном учреждении.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год