Элементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому саду |
Психология | |||
Автор: Азарова Наталья Владимировна | |||
11.10.2018 19:32 | |||
Элементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому саду Подготовила педагог-психолог МДОУ комбинированного типа детский сад № 29 «Пчёлка» Азарова Наталья Владимировна Дети младшего возраста зачастую болезненно переживают разлуку с близкими людьми, к которой добавляется общая тревожность, связанная с посещением нового места, усвоением новых требований, не всегда совпадающих с собственными желаниями ребёнка, а также присутствием других детей и взрослых. Работе с детьми в этот сложный, иногда даже травматичный для некоторых детей период, уделяется особое внимание. При этом педагоги и психологи в своёй работе используют целый ряд методов и приемов, получивших широкое распространение в дошкольных учреждениях, учитывая индивидуальные психологические и характерологические особенности воспитанников, тип нервной деятельности, степень физиологического развития, соматического состояния и так далее. Как вариант такой работы может использоваться метод, основанный на слиянии элементов игровой терапии (основатель М. Кляйн) и вариант системных расстановок (основатель Б. Хелленгер).
В связи с тем, что работа с расстановками требует от испытуемых опыта осознания собственных чувств и эмоций, а также некоторого умения принять позицию другого человека, представить себя в его роли, данный метод работы применяется с более старшими детьми и взрослыми, имеющими возможность представлять своего ребёнка, благодаря особой психоэмоциональной связи, возникающий между близкими людьми. Но в сочетании с игровой терапией элементы системной расстановки могут использоваться психологом с детьми младшего возраста. Данный вид деятельности может выступать как в диагностических, так и в психотерапевтических целях, позволяющих смягчить период привыкания к новым условиям, проработать эмоциональные переживания, выработать новые стереотипы реагирования и не допустить возникновения нарушений невротического и деструктивного характера. В зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей и характера выявленных проблемных ситуаций, психолог подбирает вариант работы с конкретным ребёнком над какой-либо определённой проблемой. Если проблемных ситуаций, требующих детальной проработки несколько, выявляется одна, работа над которой будет проводиться в первую очередь, либо та, к которой может применяться выбранный метод коррекции. Хочется отметить, что применение расстановок в работе с детьми имеет ряд ограничений. Синтезируя метод системных расстановок с элементами игротерапии, арттерапии, драматизации, сказкотерапии и другими, избирательно можно использовать в работе с некоторыми видами страхов, при разрешении некоторых конфликтных ситуаций, связанных с негативными поведенческими установками, в качестве коррекции особенностей неблагополучия эмоциональной сферы. При этом на первых этапах работы преимущество отдаётся личностным расстановкам, требующим присутствие одного ребёнка и специалиста, представляющего роль направляющего, а иногда проекционного характера. В рамках метода могут быть предложены следующие варианты работы:
Дети старшего дошкольного возраста, благодаря обогащению речевого, эмоционального, поведенческого опыта, в большинстве своём представляют более широкий спектр применения элементов расстановок, хотя, опять же, ориентирован на индивидуальные особенности ребёнка. Основными диагностическими Показателями преемственности применения синтезированного метода расстановок в работе с детьми являются:
В качестве предметов-заместителей участников расстановочного процесса могут выступать доступные для понимания ребёнка и соответствующие его возрасту и развитию объекты и изображения. При этом выбор конкретного объекта и его закрепление за реально существующим персонажем осуществляется самим ребёнком при минимальном участии специалиста, направляющего его выбор и вербализирующего (словесно сопровождающего) действия испытуемого. Выбор заместителя, эмоциональные проявления (выражаемые мимически, вербально и телесно в принимаемой испытуемым позой), обоснование этого действия, его признаки (цвет, форма, величина, место положения) при этом процессе могут подвергаться анализу и оцениваться как диагностические показатели, а в дальнейшем, служить опорой для осуществления последующих видов работы. Эмоционально окрашенные реактивные состояния могут вызывать мышечные зажимы, реактивно возникающие в связи с выбором какого-либо объекта. Работа с ними, возможно, позволят приблизиться к причине периодически возникающего физического дискомфорта в той или иной области, облегчить или устранить его с применением телесно ориентированных техник, арт-терапии, игротерапии и т.д. Ребёнок, мало говорящий, может озвучивать заместителей условными возгласами и репликами, специально отобранными им совместно с психологом, с изменением тембра и громкости голоса, может изображать эмоции утрированно с подключением мимики и жестов. Этот же способ при необходимости может применяться в качестве закрепления приемлемых стереотипов реагирования на заключительных этапах работы. Использование элементов метода системных расстановок в сочетании с известными, уже нашедшими широкое применение в педагогике, техниками, способствует расширению и обогащению разнообразия подходов в работе с детьми дошкольного возраста, а в ряде случаев играет существенную психопрофилактическую и корреционно-развивающую роль при осуществлении индивидуального воспитательно-образовательном процесса в дошкольном учреждении.
|