Педагогическая статья «Дети с трудностями в общении» |
Психология | |||
Автор: Старостина Светлана Васильевна,Мустаева Алия Рашидовна | |||
19.09.2021 05:45 | |||
Педагогическая статья «Дети с трудностями в общении»
воспитатели МБДОУ «Детский сад «Берёзка» ЗМР РТ Как только ребенок начинает посещать детский сад, его поведение попадает под влияние окружающих. В процессе коллективной деятельности и общения дошкольники усваивают нормы взаимоотношений со сверстниками, формируются нравственные качества, складываются межличностные отношения. Ребенок стремится получать знаки поддержки и любви со стороны сверстников, и его поведение будет принимать те формы, которые ими подкрепляются. В своей работе, столкнулись с проблемой детей с трудностями в общении, когда в группу детского сада поступил «новый ребенок». С целью изучения семьи, установления контакта с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, выяснения образовательных потребностей родителей мы провели анкетирование. Получив реальную картину, проанализировали особенности структуры родственных связей ребенка, выработали тактику своего общения. Это помогло нам лучше ориентироваться в потребностях семьи, ведь первую школу человеческого общения ребёнок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.
Изучив несколько книг, брошюр, мы поняли, что нужна последовательность и своя методика. Во время наблюдения выяснилось, что одного общения здесь мало, потому что мальчик на наши вопросы отвечал грубостью, кричал непонятные слова, ведь тогда он плохо проговаривал звуки, хотя в этом возрасте дети уже хорошо разговаривают. Он не мог играть с детьми. Было непонятно: или он с детьми не хотел играть, или же дети не брали его в свою игру. Оказалось, что мальчик очень вспыльчив и в порыве мог кинуть в кого-нибудь игрушку. Ему казалось, что все дети его обижают. Нарушая правила, он оправдывает себя и обвиняет других детей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Это не я», «Он первый начал», «Я не брал». Такие дети, как правило, не замечают собственной агрессивности, испытывают удовольствие от таких действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Чувство вины отсутствует. Таким образом, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – неспособность видеть и понимать другого. Вот такие неадекватные действия со стороны ребёнка привели нас к выводу, что в данной ситуации только мы можем помочь этому ребёнку адаптироваться в группе и в социуме. Было принято решение провести беседу с близкими мальчика, изучить домашние условия ребёнка. Посетили его на дому, где созданы все условия для жизни ребёнка. У мальчика есть бабушка, папа, сестра. Но не было самого главного в жизни ребёнка. Оказалось, что ребёнок воспитывается без мамы. Можно сделать вывод о том, что у детей, воспитывающихся в неполной семье, не сформирована структура самосознания. Их «Я» нуждается в постоянной внешней опоре, ребёнку не хватает общения, материнской ласки, внимания окружающих. В ходе работы выяснили, что всё это развивается из-за недостаточного внимания со стороны родителей. Некоторые родители сильно заняты своей работой и всецело доверяют детей воспитателям. Считаем, что это неправильно. Вот и результат: «недоласканные» дети. Родительское отношение к своему ребёнку в данной семье сложились поверхностными: есть ребёнок и ладно. Папа целиком и полностью взвалил эту ношу на бабушку мальчика. Мы провели «круглый стол», где каждый из родителей имел возможность высказаться о трудностях и задать вопросы о воспитании. Кто-то давал советы и рекомендации. На родительском собрании решили дружить семьями, приглашая на дни рождения детей из группы. Совместно с родителями проводили экскурсии: в парк, молодежный центр, краеведческий музей и т.д. У родителей появилась возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Наша задача — быть предельно чутким к ребёнку, хорошо знать его привычки. Важно, чтобы «новенького» встретили дружелюбно, были внимательны к нему, чтобы ребёнок в группе не чувствовал себя чужим. Для налаживания общения между детьми я предлагаю различные игры ( «Ты мой друг и я твой друг», «Добрые волшебники», «Два дома», «Капитан корабля» и т.д.). В подготовительной группе мальчика посадили с девочкой, с которой он больше всех общался. Заметили, что он стал чаще улыбаться, а грубость просто испарилась. В ходе общения и игр ребёнок приобрёл в группе друзей. И уже стал менее агрессивным, стал более активным на занятиях, с удовольствием участвовал в танцах и на утренниках. Любая деятельность будь это игра, занятие, развлечение, труд – наполняется особым содержанием. У ребёнка начинает появляться чувство гордости за свои достижения, стремление продемонстрировать их, получить похвалу. В своей работе используем проблемные ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, тем самым упражняю детей в положительных формах общения (сначала ты помоги своему другу, потом он тебе; принёс из дома интересную книгу – всем покажи её и дай рассмотреть картинки в ней, а потом её почитаем все вместе; он вежлив с тобой, будь и ты вежлив с ним), детям прививаем элементарную культуру общения, помогаем им жить в коллективе, учим проявлять внимание друг к другу, вежливость и заботливость. Когда дети знают и выполняют эти правила, то общение между ними протекает более спокойно, они не ссорятся. На сегодняшний день у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Список использованной литературы.
|