Важность развития психомоторной сферы ребенка с ОВЗ |
Психология | |||
Автор: Шарапова Юлия Владимировна, Тазина Оксана Сергеевна | |||
15.09.2021 06:30 | |||
Важность развития психомоторной сферы ребенка с ОВЗ Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в общей и специальной дошкольной педагогике и детской психологии. Психомоторные навыки – это интеллектуальные и двигательные навыки, зависящие от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этим навыкам происходит взаимодействие ребенка с внешней средой. Трактовка «психомоторики» как органического единства двигательного, познавательного и эмоционального компонентов, определяет ее связь с развитием личности ребенка в целом. В связи с этим, целью системы работы по психомоторному развитию является развитие всех сторон личности ребенка и раскрытие его потенциальных возможностей, что позволит подготовить каждого к успешному психическому развитию на последующих возрастных стадиях. Единство и гармония всех компонентов психомоторики обеспечивает успешность физического, нравственного, умственного, эстетического развития и подготовку ребенка к элементарным видам труда.
Становление психомоторики дошкольников с ОВЗ в сравнении с вариантами нормы протекает в более пролонгированные сроки и не соответствует этапам нормального онтогенеза психомоторики. Для дошкольников с ОВЗ характерно замедленное развитие возрастных новообразований, более позднее формирование системы произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы. Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Наиболее сложными для них являются упражнения, требующие координации движений четырех конечностей по перекрестному типу. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Для большинства детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате целенаправленного воздействия на эти психические функции, создается базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении речью, чтением, письмом, математическими знаниями. В нашем дошкольном образовательном учреждении возникла потребность создания образовательной модели, где каждый участник процесса сотрудничает и взаимодействует с друг другом. В таком аспекте работа с детьми с ОВЗ приобретает гармоничный и толерантный характер. В своей работе используем цикл занятий под ред. И.С. Морозова, О.М. Гарусова «Психомоторное развитие дошкольников». Циклы занятий содержат комплексы упражнений, на воздействие отдельных систем психомоторного развития ребенка. Упражнения, входящие в каждый комплекс, усложняются по мере овладения ими и подбираются с учетом всех возрастных и моторных особенностей детей. Каждый комплекс разделен на 3 блока: Первый блок. Вводный. В этом блоке используются дыхательные упражнения, которые позволяют стабилизировать эмоциональное состояние. Второй блок. Основной. В данный блок включены дыхательные, глазодвигательные и телесно-ориентированные упражнения. Которые позволяют достигнуть поставленных задач и целей. Третий блок. Заключительный. Используется одно и тоже упражнение на протяжении всего цикла занятий. Это позволяет выработать своеобразный ритуал окончания взаимодействия со специалистом или педагогом данной группы. Таким образом, данная система является фундаментальной при развитии психомоторных навыков у детей с ОВЗ. Развивается самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Развивается межполушарное взаимодействие. Развивается ориентировка в собственном теле, в пространственных представлениях.
|