Статья «Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема» |
Психология | |||
Автор: Свяжина Татьяна Анатольевна | |||
24.09.2021 22:25 | |||
Статья «Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема» Автор: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» город Алапаевск Свяжина Т.А. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Понятие творческих способностей связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое (предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности).
В поведении человека, его деятельности в любой области можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Компоненты творческих способностей детей:
А. В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования как: соединение частей разнородных объектов, изменение количества частей предмета и смещение. Подобные, присущие детям приемы комбинирования, называет и Я. А. Дудецкий: включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств. О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческих способностей у дошкольников относит:
Таким образом, творческими способностями называются индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Критериями развития творческих способностей являются быстрота, гибкость и оригинальность мышления. Компонентами творческих способностей детей являются: развитое воображение; умение принимать нестандартные решения в деятельности; оригинальность выполнения детьми творческих задач; комбинирование и реструктурирование образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
|