Источники и особенности проявлений агрессии в поведении дошкольников |
Психология | |||
Автор: Горюнова Надежда Николаевна, Евстратенко Кристина Викторовна | |||
25.09.2021 08:45 | |||
Источники и особенности проявлений агрессии в поведении дошкольников Агрессивные действия у детей можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти в исключительно импульсивных приступах проявления упрямства, которые не подаются управлению взрослыми. Чаще все, это вспышки злости или гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Согласно Б. Споку, в годовалом возрасте нормальным явлением может считаться замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему. Как отмечает Е.М. Гаспарова, на втором году жизни активность ребенка возрастает. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас, это стремление у независимости – знаменитое «Я сам!» — выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желанию родителей. К трем годам жалобы на упрямство дочери ил сына звучат настойчивее. В этот период дети попадают в детские сады, где, как отмечают М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.
В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации спора за обладание вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения взрослых к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо любым проявления открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности – нытье, фырканье, упрямство и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. Как отмечает И.А. Фурманов, в этом возрасте усиливается «Исследовательский инстинкт» и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, такая ситуация приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения с стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в ребенке просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Но если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишению удовольствий, изоляции. Э. Фромм указывает на существование феномена «перенесения», который в 3-4 года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок в этом возрасте не осмеливается открыто изливать свою злость на одного их родителей, перенося гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний. По мнению С.А. Заваражкина, к актам насилия над ребенком может относиться довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомств, игрушек, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном. К 6-7 годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм (оскорбление, борьба). К таким формам относится вербальная, и физическая агрессия. И именно на этом этапе важна чуткость родителей и педагогов и готовность слушать и слышать ребенка. Только в условиях принятия личностной позиции агрессия дошкольника может начать угасать.
|