Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Источники и особенности проявлений агрессии в поведении дошкольников
Психология
Автор: Горюнова Надежда Николаевна, Евстратенко Кристина Викторовна   
25.09.2021 08:45

Источники и особенности проявлений агрессии в поведении дошкольниковИсточники и особенности проявлений агрессии в поведении дошкольников

Агрессивные действия у детей можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти в исключительно импульсивных приступах проявления упрямства, которые не подаются управлению взрослыми. Чаще все, это вспышки злости или гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Согласно Б. Споку, в годовалом возрасте нормальным явлением может считаться замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему. Как отмечает Е.М. Гаспарова, на втором году жизни активность ребенка возрастает. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка.

Подчас, это стремление у независимости – знаменитое «Я сам!» — выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желанию родителей. К трем годам жалобы на упрямство дочери ил сына звучат настойчивее. В этот период дети попадают в детские сады, где, как отмечают М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.

 

В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации спора за обладание вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения взрослых к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо любым проявления открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности – нытье, фырканье, упрямство и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. Как отмечает И.А. Фурманов, в этом возрасте усиливается «Исследовательский инстинкт» и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, такая ситуация приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения с стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в ребенке просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Но если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишению удовольствий, изоляции. Э. Фромм указывает на существование феномена «перенесения», который в 3-4 года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок в этом возрасте не осмеливается открыто изливать свою злость на одного их родителей, перенося гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний. По мнению С.А. Заваражкина, к актам насилия над ребенком может относиться довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомств, игрушек, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном. К 6-7 годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм (оскорбление, борьба). К таким формам относится вербальная, и физическая агрессия. И именно на этом этапе важна чуткость родителей и педагогов и готовность слушать и слышать ребенка. Только в условиях принятия личностной позиции агрессия дошкольника может начать угасать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год