Куклотерапия как средство коррекционной работы с детьми |
Психология | |||
Автор: Пастухова Вероника Викторовна | |||
25.03.2018 12:42 | |||
Куклотерапия как средство коррекционной работы с детьми «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Поиск новых форм и методов обучения детей с недоразвитием речи – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников. Одной из форм может быть игра- как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский). Обучающий материал, который преподносит ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с НР в мою работу вошла инновационная технология — куклотерапия. Куклотерапия – основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Ребенок, познавая реальный мир его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы. Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Дети нуждаются в полноценном общении, особенно дети с задержкой речевого развития. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов и знаний. В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла – одна из самых древних игрушек. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Пальчиковые куклы – способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки, стихи, поговорки. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. В логопедической пальчиковой гимнастике детям предлагается одевать куклы на пальчики, которые помогут им лучше усвоить материал в различных образовательных областях: познавательной, социально-коммуникативной, художественно- эстетической, речевой. Можно использовать игры, которые нам подсказывает современность. Наши дети смотрят телевизор и видят рекламу с рифмованными слоганами. И я придумала такую игру с фруктами. Фруктовый сад Во фруктовом во саду Я – слива лиловая, Я – малина как картина, Зайка серенький, зайка беленький Надо лапочки погреть. Вот так, вот так! Надо зайке поскакать! Стало вместе веселей. 1,2, 3, 4, 5 – вышли хрюшки погулять: Вдруг ударил сильно гром, Пальчики Этот пальчик номер раз – Этот пальчик номер три – А мизинчик – номер пять –
|