Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
Подготовила: Цах М.Б, педагог-психолог
Тип проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: практико- ориентированный
- По содержанию: психолого- педагогический.
- Участники проекта: воспитатель, педагог-психолог, дети, родители.
- По времени проведения: продолжительный.
- По характеру контактов: в рамках ДОУ
- Форма представления проекта – презентация.
Стратегия осуществления проекта
Скачать конспект
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ГБОУ «Школа №1246» корпус 2669
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельные игры детей;
- с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья — детский сад».
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
- Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
- Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.
- Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель:
Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и необходимы для успешного обучения в детском саду, школе и многих видов труда.
Задачи:
- Определить содержание работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
- Осуществлять сенсорное воспитание (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие);
- Развивать у детей внимание, память, познавательную деятельность;
- Приучать действовать с предметами домашнего обихода и игрушками;
- Формировать умение подражать действиям взрослых с игрушками;
- Обогащать понимаемый и активный словарь ребенка;
- Познакомить родителей с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Методы проекта
- анализ литературы по данной проблеме;
- анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме;
- включённое педагогическое наблюдение;
- совместные игры;
- проведение игровых сеансов;
- индивидуальная работа с детьми;
- мониторинговые процедуры (анкетирование)
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки проектной деятельности
- 1 этап – подготовительный
- 2 этап – практический
- 3 этап – заключительный
Подготовительный этап (сентябрь, октябрь)
- изучение понятий, касающихся темы проекта;
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
- диагностика сенсорного развития детей в группе;
- анкетирование родителей;
- анализ полученных результатов, выводы;
- изучение возможности участия родителей в реализации проекта;
- пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
Практический этап (октябрь – 1 половина мая)
Работа с детьми:
Специально-организованная деятельность детей: игры — занятия.
Совместная деятельность педагогов с детьми:
- Игры в центре сенсорики;
- Подвижные игры;
- Игры с водой, песком, солёным тестом;
- Продуктивные виды деятельности;
- Наблюдения в природе;
- Опытно – экспериментальная деятельность;
- Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
Работа с родителями:
- Консультации;
- Тренинги;
- День открытых дверей;
- Родительское собрание;
- Совместное изготовление дидактического материала;
- Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
- Пополнение предметно — развивающей среды группы
Заключительный этап (2 половина мая)
- Диагностика детей группы;
- Анализ проведенной работы
- Презентация проекта
Предполагаемый результат
- Разработать систему сенсорного развития детей раннего возраста;
- Сформировать у детей представления о форме, величине, цвете предметов;
- Научить группировать предметы по заданному признаку;
- Помочь детям освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, определять их положение в пространстве;
- Познакомить родителей с психолого-педагогическими аспектами сенсорного развития детей раннего возраста, привлечь родителей к активному участию в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
|