Конспект развивающих занятий с элементами сказкотерапии с детьми второй младшей группы |
Психология | |||
Автор: Карпова Ольга Викторовна | |||
28.09.2017 18:04 | |||
Конспект развивающих занятий с элементами сказкотерапии с детьми второй младшей группы ВЫПОЛНИЛА: Карпова Ольга Викторовна Педагог – психолог Пояснительная записка. В психическом развитии ребенка обучение играет ведущую роль. Обучение детей должно быть проникнутым заботой о полноценном их развитии. Для этого необходимо знать, как соотносятся между собой обучение и развитие, учитывать их взаимосвязь, тщательно подбирая содержание и методы обучения ребенка на разных этапах его жизни. Психическое развитие не происходит само по себе, независимо от обучения. Ведущую роль обучения в развитии обосновал российский психолог Л. С. Выготский. Обучение, по его утверждению, должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем остановиться, а чтобы понять, куда стремится развитие, каким должен быть следующий шаг. Обучение должно всегда опережать психическое развитие, вести его за собой.
Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и с помощью взрослого, а затем делает это самостоятельно По словам Л.С. Выготского, обучение только тогда хорошо, когда оно создает у ребенка зону ближайшего развития. При таких условиях ребенок, учась с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он раньше не мог сделать самостоятельно. Как построить обучение маленьких детей? Через более доступную и приятную для них форму общения, через игру. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Игровая ситуация, действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Сказка – что она для ребенка? Сказка — это язык детей. Сказка доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания и обучения ребенка. Как сказано было выше, дети обучаются в игре, а сказка — это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры — так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок. Роль сказки можно рассматривать в более широком аспекте — с помощью сказки возможно преодолеть негативные стороны личности, которые только начинают формироваться, также расширить словарный запас ребенка, помочь научиться правильно строить диалог с собеседником, развить логическую связную речь, помимо всего прочего, во время прочтения сказки, у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы. Помимо речи, и другие психические процессы ребенка возможно развить посредством включения сказок в занятия с детьми. Особенности психического развития детей от трех до четырех лет. Вторая младшая группа — дети от 3 до 4 лет. Данный возраст относится к периоду обозначенному в отечественной психологии, как дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Этому периоду предшествует период раннего детства (от 1 до 3 лет). Нужно учитывать и прослеживать границу раннего и дошкольного возраста при разработке программы развивающей работы с детьми, также не забывать про индивидуальные особенности конкретного ребенка. Конец раннего детства завершается кризисом трех лет. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ Я. Ребенок переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердится в разных сферах. Л.С. Выготский подчеркивал как отрицательные стороны кризиса, так и положительные. Отрицательные — негативизм ребенка, упрямство, строптивость, своеволие. Положительные — отделение от взрослого, выделение себя как личности, проявление самостоятельности. Кризис трех лет протекает прежде всего как кризис социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Ребенок четвертого года жизни может отделить человека, выполняющего действие, от самого действия. Теперь ребенок совершает действие, подражая взрослому. Но возможности ребенка еще ограничены, и возникает противоречие между желанием действовать «как взрослый» и реальностью, которое разрешается в развитии сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Особенность этой игровой деятельности состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия. Появляется новая форма общения со взрослыми, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. Новая форма общения — внеситуативно — познавательная, в основе ее лежит уважительное отношение взрослого, его оценка. Мышление постепенно переходит от наглядно-действенного к наглядно -образному. Это одно из основных новообразований дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте продолжается развитие восприятия. Если к 3 годам ребенок может указать на 6 основных цветов и на 5 форм, то к 4 годам ребенок относительно легко называет формы и цвета окружающих объектов. С развитием игровой деятельности начинает совершенствоваться воображение детей. Для его развития следует использовать самые разнообразные ситуации, например показывая игрушку (или картинку), спрашивать «Кто это? Откуда пришел? Что до этого делал?». Внимание в этом возрасте непроизвольно: ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом не более 10-15 минут, что нужно учитывать при организации занятий. Детское развитие тесно связано с освоением изобразительной деятельности. Особенностью изобразительной деятельности в этом возрасте является то, что получаемое изображение управляет замыслом, который следует за тем, что изображает ребенок. Освоение конструктивной деятельности также важно для развития познавательной сферы. В этом возрасте дети могут соотносить такие свойства объектов, как высота, величина, длина. В младшем дошкольном возрасте большое внимание следует уделять развитию речи детей. Звуковая сторона речи еще несовершенна. Совершенствуется и ее грамматическая сторона. Если до 2 х лет существительные и глаголы, после 2 х лет прилагательные, предлоги, союзы, и от 3 до 7 лет склонения и спряжения глаголов. Словарный запас порядка 1000 слов. Появляется вопрос — почему?. Формируется регулятивная функция речи, т.е использование речи для регуляции собственного поведения. В данном возрасте ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию. Учитывая особенности данного возрастного периода, важно использовать игры и сказки с показом, чтобы был процесс манипулирования и выполнения действий с предметами, игрушками (ближе к 4 годам начинать работать с образами и символами), использовать разную интонацию голоса, проигрывать все действия, больше использовать игр на тактильное восприятие. Занятия с детьми 3 — 4 лет должны решать следующие задачи: осознание эмоциональных проявлений, снижение импульсивности и развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности детей, развитие наблюдательности, слухового и зрительного восприятия, развитие речи и мелкой моторики, развитие доброжелательного отношения к детям. Игры с детьми должны быть направлены не только на развитие отдельных психических процессов, а направлены на общее, максимально разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей, отношений, в ходе которого и просходит постепенное совершенствование и усложнение всех психических познавательных процессов. Надо помнить про проблему адаптации детей к детскому учреждению на данном возрастном этапе. Поэтому важно использовать больше игр на социализацию и снятие психомышечного напряжения, а это игры, стишки, пестушки с поглаживанием себя, игры на выразительные движения и показ эмоции, игры на расслабление. Структура занятий с детьми. Начало занятия. Начинаются занятия с одной и той же песенки, что способствует переключению внимания на занятие. Например, песенка «У жирафа пятна, пятна..» или «автобус» с диска Сергея и Екатерины Железновых «Аэробика для малышей». Ритуал приветствия. Несколько вариантов ритуала приветствия.
Мы посеем зернышно, 3. «Колокольчик». Дети по очереди звонят в колокольчик под слова педагога: «У Тани колокольчик, веселый колокольчик, дили- дили-дон веселый колокольчик». Сказка, или игра. Задания (лепка, аппликация, конструирование), игры по теме сказки, этюды на умение выражать эмоции (дети за психологом показывают различные эмоциональные состояния Подвижная игра. Направлены на снятие психомышечного напряжения, развитие общей моторики, на умение регулировать свое поведение согласно правилам, знакомятся со своим телом, учатся владеть им. Ритуал завершения занятия. Ритуал может состоять из двух частей: упражнение на расслабление, гармонизацию внутреннего состояния ребенка, и упражнение на сплочение детей. 1. Укладывание куклы (игрушки). Дети могут сидеть на стульчиках, а если позволяет помещение могут сесть или лечь на ковер. Под музыку дети укачивают игрушку, а после окончания песни осторожно кладут игрушку на место. 2. «Солнечные лучики». Дети встают в круг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Продолжительность занятия 25-30 минут. Варианты развивающих занятий. Вариант занятия с использованием сказки Сказка «Пых» Сказку для маленьких детей делаем короче реального варианта, исходя из особенностей внимания в данном возрасте. Фигурки дедушки, бабушки, внучки, ёжика, картинки капусты, морковки, репки, карточки соответствующих цветов. Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, морковка, и репка жёлтенькая. (педагог показывает детям картинки овощей, и раскладывает их в нужном порядке, проговаривает с детьми, что капуста зеленая, и кладет под картинкой карточку с зеленым цветом, далее так же с морковкой и репкой). Захотелось однажды дедушке репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде тихо, только пчёлки жужжат, да комарики звенят (дети озвучивают вместе с педагогом пчел и комаров). Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку с морковкой. А вот и репка растёт. Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него: — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! (дети повторяют) Испугался дед и бежать. Бежит мимо грядки с морковкой, мимо грядки с капустой (обращать внимание на ориентировку в пространстве: слева направо и обратно)... Аж пятки сверкают. Дома бабушка спрашивает его:
— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унёс! — Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу... И пошла бабка в огород, а в огороде тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят. Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки с морковкой. А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, и тут кто-то, как зашипит на неё: — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, бежала мимо капусты. Еле-еле до дома добежала. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может. — Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла! Поглядела на деду с бабкой внучка Алёнка, пожалела их и говорит: — Я принесу репку! Пошла Алёнка в огород. А в огороде тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят. Шла-шла мимо грядки с капустой, мимо грядки с морковкой. А вот и репка. И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то: — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском: - Это я, Алёнка! Бабке с дедкой за репкой пришла. А на грядке кто-то снова как запыхтит: Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит: — Пшш-ппы-ы-хх! Засмеялась девочка: — Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал? А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять: — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да жёлтенькую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо капусты. И мигом домой прибежала. А навстречу ей дед с бабкой вышли. И спрашивают: — А где же репка? — А вот вам и репка! Обрадовались тут дедка с бабкой: — Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка! А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ли ты его? Раскрыла тут Алёнка передничек: — А вот вам и Пых! Засмеялись старички: Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка! Задания:
Предложить покормить ежиков. Например, яблоками. Делаем из пластилина яблочки и крепим ежикам на спинки. На примере такой сказки и заданий, мы развиваем речь, восприятие цвета, внимания, памяти, расширяем знание об окружающем (знание овощей, фруктов), учим различать эмоции, учим смелости, развиваем мелкую моторику. Подвижная игра. Где живут ежики? В лесу. А еще в лесу живут змеи. Давайте поиграем в змею. Змея будет ловить свой хвостик. Дети становятся в линию, держатся за плечи. Первый ребенок голова, последний хвост змеи. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело змеи неразрывно. Как только голова схватит хвост, она становится хвостом, и дети меняются местами. Вариант занятия с использованием стихотворения. Педагог показывает игрушку зайчика. Кто пришел к нам в гости. Зайчик здоровается с детьми, дети трогают его, и педагог спрашивает: «Какой он?» (мягкий), «Какие ушки у зайчика?» (длинные), «Что любит кушать зайчик?» (морковку, капусту) Давайте выберем из карточек те овощи, которые он любит. Педагог читает стихотворение: «Зайку бросила хозяйка, (А. Барто) Задания на выразительные движения: педагог вместе с детьми показывает движениями: как зайка грустит (опустить голову, ссутулить спину, прижав «лапки» к корпусу, на лице изобразить несчастное выражение); как зайке холодно (сжаться всем телом, изображать дрожание); как можно позвать зайку голосом и движением (ласково произносить: «иди сюда», одновременно выполняя махи рукой «к себе»); как можно помочь зайке: согреть (обнять бережно, обернуть чем-нибудь теплым, например кукольным одеялом, так же изобразить, как дыханием согреваем замерзшие лапки у зайчика); накормить (протянуть зайке руку с «открытой ладонью», как будто в ней что-то вкусное для зайчика); пожалеть (ласково погладить его по голове, лапкам, спинке, при этом приветливо заглядывать ему в глазки, можно одновременно с этим говорить нежные слова, произнося с мягкими интонациями). Педагог побуждает детей к поиску разных вариантов «решения» задания, задавая вопрос: «А еще как можно помочь зайке?» Затем педагог предлагает разбиться на пары, в каждой паре решить, кто будет «зайчиком», а кто его будет жалеть. Задание на мелкую моторику. Дети делают из ваты шерстку зайчику (отрывают маленькие кусочки ваты и клеят на рисунок), на листах с нарисованными зайчиками (можно слепить морковки для зайчика). Задание на конструирование. Делаем бумажную аппликацию зайчика из кругов. Подвижная игра. Поиграем в лису и зайчиков. Заключение Правильно выбранные игры помогают детям не только развить их познавательные процессы, но и преодолевать отклонения в поведении, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения. Любую игру, стихотворение, даже на первый взгляд, скучное задание можно переделать в сказку, что заинтересует и увлечет детей. Но всегда должно быть наглядное позитивное сопровождение. На занятиях нужно постоянно отличать успехи и достижения каждого ребенка, даже самые незначительные. Все этюды, движения нужно выполнять с детьми, не делать замечания. Подходить к содержанию занятий лучше творчески, можно что-то дополнять, изменять, также отмечать настроение детей, проблемы конкретных детей. Список литературы
|