Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
Психология | |||
Автор: Курочкина Галина Валентиновна | |||
27.03.2016 21:27 | |||
Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. ГБОУ Школа №1935 ДО№1 педагог- психолог, нейропсихолог Курочкина Галина Валентиновна Задачи.
Основные принципы нейропсихологической коррекции.
Коррекция – переструктурирование слабой функции с опорой на сильное звено.
3. Начинать коррекцию необходимо с воздействия на фоновые звенья, воздействуя, таким образом, опосредованно на формирование дефицитарных психических функций ребенка. Это межполушарные связи, нейродинамика, контроль (1-й, 3-й блоки мозга и межполушарные связи). 4. Принцип замещающего онтогенеза – построение коррекционной программы в соответствии с развитием мозговых процессов в онтогенезе. Вектор развития – снизу вверх, изнутри кнаружи, слева направо. 5. Построение программы в соответствии с закономерностями процесса интериоризации – работа с постепенным усложнением заданий, уменьшением помощи от совместной к самостоятельной, от развернутой инструкции к свернутой. Сначала специалист берет функцию слабого звена на себя. Задания подбираются с учетом дальнейших упрощений и свертываний действий. 6. Использование игровой формы занятий. Игра используется для снятия напряженности, страха неспешности, повышения мотивации, включения эмоций, аффекта интеллекта – повышения эффективности работы мозга без вреда здоровью. Кроме того, игра, как действие подчиненное правилам, является испытанием воли, формирует произвольность. Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций ребенка. Так как сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психологической деятельности. Формирование двигательных и психических функций ребенка в раннем возрасте неразрывны (психомоторные функции). Каждый этап развития представляет базу для следующего. Если искажена начальная функция, впоследствии будут искаженно развиваться и дальнейшие. Таким образом, работу надо начинать с нижнего, базового уровня, учитывая, что для развития каждой функции существует свой синзитивный возраст. Двигательная сфера (умение владеть своим телом) формируется в возрасте до 2-х лет. Если в развитии пропущена или свернута одна из составляющих, то впоследствии может возникнуть проблема в психическом развитии. Так дети имеющие трудности в обучении или поведении, демонстрируют какие-либо моторно-двигательные нарушения.
|