Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольниками
Психология
Автор: Нестерова Ольга Юрьевна   
16.11.2015 15:55

Психолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольникамиПсихолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольниками

Понятие «трудные дети»

В методическом пособии «Трудные дети» (К. Е. Комаров) «трудные» – это категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.

В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Социолог М.А. Глазунова к «трудным» относит тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.

 

Скачать презентацию

Трудные дети (В. П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения.

С позиции ФГОС ДО

«Трудные дети» с нарушениями в сфере общения:

в этом направлении Образовательная Программа дошкольного образования должна обеспечивать социально-коммуникативное развитие дошкольников, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

«Трудные дети» с нарушениями в познавательном развитии:

ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Результаты анкетирования

В опросе приняли участие 6 воспитателей – 60%:

по мнению педагогов, понятие «трудный ребенок» характеризует детей с плохим поведением (40%), которые совершают необдуманные поступки (20%), не отвечают за свои действия, требуют повышенного внимания семьи и педагогов (10%), отличаются повышенной конфликтностью и агрессией (20%);

на взгляд воспитателей, «трудным детям» присущи следующие качества: агрессивность (60%), упрямство (30%), импульсивность и капризность (20%), строптивость и невнимательность (10%).

В опросе приняли участие 16 родителей воспитанников:

по мнению родителей, понятие «трудный ребёнок» характеризует детей как непослушных, неподдающихся воспитанию, с неблагоприятными чертами характера, с нарушенной психикой, не прислушивающихся к мнению окружающих, имеющих трудности в отношении со сверстниками и поведение, отличающееся от общепринятых норм;

на взгляд родителей «трудным детям» присущи следующие качества: конфликтность, упрямство, грубость, дерзость, импульсивность.

Модель «трудного» дошкольника

В нашем коллективе с данной категорией детей наряду с воспитателями работают: мед. персонал, муз. руководитель, инструктор ФИЗО, старший воспитатель и педагог-психолог. На уровне города проходит сотрудничество со следующими службами: ПМПК, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения.

Направления реализации комплексной программы

Организационное направление:

Проведение тематических педагогических советов.

Корректировка социального паспорта группы, детского сада.

Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей.

Посещение семей на дому.

Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением.

Взаимодействие с органами социальной опеки и попечительства.

Диагностическое направление:

Изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения, а также изучение его внутрисемейных отношений (педагог-психолог).

Анкетирование воспитателей «Стили педагогического взаимодействия».

Ведение портфолио на каждого воспитанника группы (воспитатели)

Анкетирование родителей (законных представителей)

Консультативное направление:

Педагог-психолог проводит консультации с родителями, воспитателями, специалистами по результатам диагностики.

Составляются практические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по работе с данной категорией детей.

Определяются темы индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний.

Практическое направление

Проведение игротерапии для развития эмоционально-личностной сферы детей в свободной от режима деятельности (воспитатели).

Составление картотеки игрокоррекционных упражнений (психолог) и использование их в работе (воспитатели).

Проведение специально организованных занятий с детьми по программам развития эмоционально-личностной сферы (педагог-психолог).

Проведение семинаров-практикумов для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия».

Организация практических занятий с родителями для ознакомления с играми, способствующими развитию коммуникативных навыков детей и налаживанию благоприятного эмоционального климата в семье.

Семинар-практикум для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия».

Профилактическая работа с родителями

Выбор родительского комитета на группах.

«День открытых дверей» для родителей.

Привлечение родителей к проведению досуговых мероприятий.

Проведение общесадовских родительских конференций.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Участие родительской общественности в управлении детского сада.

Направления развития партнерских отношений с родителями

Повышение педагогической культуры родителей в направлении духовно-нравственного развития дошкольника через родительский семинар-практикум «Спой мне, мама!»;

Работа психологической службы (индивидуальные консультации, беседы, организация семинара-тренинга «Компетентный родитель»);

Привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в саду.

Контрольно-итоговое направление:

Итоговый мониторинг (воспитатели и педагог-психолог).

Построение индивидуальной образовательной траектории развития дошкольников (воспитатели).

Коррекция выбранных форм и методов работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год