Психолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольниками |
Психология | |||
Автор: Нестерова Ольга Юрьевна | |||
16.11.2015 15:55 | |||
Психолого-педагогическое обеспечение работы с трудными дошкольниками Понятие «трудные дети» В методическом пособии «Трудные дети» (К. Е. Комаров) «трудные» – это категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Социолог М.А. Глазунова к «трудным» относит тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.
Трудные дети (В. П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. С позиции ФГОС ДО «Трудные дети» с нарушениями в сфере общения: в этом направлении Образовательная Программа дошкольного образования должна обеспечивать социально-коммуникативное развитие дошкольников, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. «Трудные дети» с нарушениями в познавательном развитии: ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Результаты анкетирования В опросе приняли участие 6 воспитателей – 60%: по мнению педагогов, понятие «трудный ребенок» характеризует детей с плохим поведением (40%), которые совершают необдуманные поступки (20%), не отвечают за свои действия, требуют повышенного внимания семьи и педагогов (10%), отличаются повышенной конфликтностью и агрессией (20%); на взгляд воспитателей, «трудным детям» присущи следующие качества: агрессивность (60%), упрямство (30%), импульсивность и капризность (20%), строптивость и невнимательность (10%). В опросе приняли участие 16 родителей воспитанников: по мнению родителей, понятие «трудный ребёнок» характеризует детей как непослушных, неподдающихся воспитанию, с неблагоприятными чертами характера, с нарушенной психикой, не прислушивающихся к мнению окружающих, имеющих трудности в отношении со сверстниками и поведение, отличающееся от общепринятых норм; на взгляд родителей «трудным детям» присущи следующие качества: конфликтность, упрямство, грубость, дерзость, импульсивность. Модель «трудного» дошкольника В нашем коллективе с данной категорией детей наряду с воспитателями работают: мед. персонал, муз. руководитель, инструктор ФИЗО, старший воспитатель и педагог-психолог. На уровне города проходит сотрудничество со следующими службами: ПМПК, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения. Направления реализации комплексной программы Организационное направление: Проведение тематических педагогических советов. Корректировка социального паспорта группы, детского сада. Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей. Посещение семей на дому. Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением. Взаимодействие с органами социальной опеки и попечительства. Диагностическое направление: Изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения, а также изучение его внутрисемейных отношений (педагог-психолог). Анкетирование воспитателей «Стили педагогического взаимодействия». Ведение портфолио на каждого воспитанника группы (воспитатели) Анкетирование родителей (законных представителей) Консультативное направление: Педагог-психолог проводит консультации с родителями, воспитателями, специалистами по результатам диагностики. Составляются практические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по работе с данной категорией детей. Определяются темы индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний. Практическое направление Проведение игротерапии для развития эмоционально-личностной сферы детей в свободной от режима деятельности (воспитатели). Составление картотеки игрокоррекционных упражнений (психолог) и использование их в работе (воспитатели). Проведение специально организованных занятий с детьми по программам развития эмоционально-личностной сферы (педагог-психолог). Проведение семинаров-практикумов для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия». Организация практических занятий с родителями для ознакомления с играми, способствующими развитию коммуникативных навыков детей и налаживанию благоприятного эмоционального климата в семье. Семинар-практикум для воспитателей «Трудные дети. Методы взаимодействия». Профилактическая работа с родителями Выбор родительского комитета на группах. «День открытых дверей» для родителей. Привлечение родителей к проведению досуговых мероприятий. Проведение общесадовских родительских конференций. Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей. Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др. Участие родительской общественности в управлении детского сада. Направления развития партнерских отношений с родителями Повышение педагогической культуры родителей в направлении духовно-нравственного развития дошкольника через родительский семинар-практикум «Спой мне, мама!»; Работа психологической службы (индивидуальные консультации, беседы, организация семинара-тренинга «Компетентный родитель»); Привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в саду. Контрольно-итоговое направление: Итоговый мониторинг (воспитатели и педагог-психолог). Построение индивидуальной образовательной траектории развития дошкольников (воспитатели). Коррекция выбранных форм и методов работы. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
|