Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир» |
Психология | |||
Автор: Лазарева Анастасия Викторовна | |||
14.11.2015 23:55 | |||
Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир» Данный тренинг личностного развития дошкольников разработан воспитателем МБДОУ д/с №84 «Одуванчик» Лазаревой Анастасией Викторовной Тема тренинга: «Мой внутренний мир» Участие в данном тренинге способствует улучшению взаимоотношений между дошкольниками; расширяет и обобщает знания детей об их внутреннем мире, эмоциональном состоянии. Цель тренинга: Содействие личностному развитию каждого дошкольника, осознание своего внутреннего мира, улучшение самочувствия,
Задачи:
Участники тренинга: дети 6-7 лет Количество: 10-12 человек Длительность тренинга-занятия-40-45 минут Перед занятием обсуждаются правила в группе: - общаемся доброжелательно - общение по принципу «здесь и теперь», говорим о том, что происходит в группе. Что нас волнует на данный момент - не стесняемся выражать свои чувства - активное участие во всех упражнениях - уважительное отношение друг к другу Обсуждение ритуалов:
I Вводная часть Приветствие ведущего, опрос детей о настроении, рассказ о тренинге (что такое тренинг, на что направлен данный тренинг). Упражнение №1 «Назови имя и животное, с которым себя ассоциируешь» Цель: знакомство детей между собой. После задается вопрос каждому: «Почему именно этим животным ты себя представляешь?» - Изменилось ли ваше настроение после упражнения? Упражнение №2 «Веселые ладошки» Цель: сплочение детей в группе Задание: коллективное рисование общей картины — оставить отпечаток своей ладошки на большом холсте в виде дерева (кисти, краски, вода). -Понравилось ли вам упражнение? Чем? Были ли какие-нибудь трудности? Упражнение №3 «Котик» Цель: снятие напряжения в группе Упражнение выполняется на ковре, под музыку. Придумывание истории про пушистого котика, который нежится на солнышке, потягивается, царапает ковер, умывается, выгибает спинку (дети выполняют движения). -Какое у вас сейчас настроение? Все ли получалось? Почему? II Основная часть Упражнение №1 «Мой автопортрет» Цель: осознание себя, своих личностных особенностей Задание: каждому ребенку дается лист и карандаши с просьбой нарисовать себя (свое лицо). После каждый ребенок рассказывает, каким он себя нарисовал и почему. - Понравилось ли вам упражнение? - Были ли какие — то трудности? Упражнение №2 «Липучки» Цель: выработка навыков позитивного общения, умения устанавливать контакт, умения ориентироваться в ситуации. Инструкция: звучит музыка, вы произвольно двигаетесь по ковру. Как только музыка перестанет играть, надо с кем-то объединиться руками в пару (играть несколько раз). - Понравилось ли вам играть? Какое у вас сейчас настроение? Упражнение №3 «Мама и детеныш» Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности речи и движений Инструкции: дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой -детеныша. Затем меняются ролями. Родителям можно жалеть, ругать, отчитывать, ласкать своих детенышей, а дети реагируют на эти действия. Животных называет ведущий (семья кошек, собак…) - Понравилось ли вам упражнение? Возникали ли какие – то трудности? Упражнение №4 «Продолжи фразу» Цель: развитие речи, умения понимать и различать эмоции Инструкция: необходимо продолжить фразу «Добро-это…» Обсуждение ответов. - изменилось ли как то настроение? Почему? Упражнение №5 «Воздушный шарик» Цель: умение расслабляться и концентрировать внимание Инструкция: дети встают, закрывают глаза. Поднимают руки вверх. Представьте, что вы воздушные шарики, наполненные воздухом. Постойте, напрягите все мышцы. А теперь представьте, что в шарике появилось отверстие. Медленно начинайте спускать воздух, расслабляя поочередно мышцы шеи, плеч, рук, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии напряжения и расслабления (делать под музыку 2-3 раза). -Ребята, как ваше самочувствие? Настроение? Упражнение № 6 «Боюська» + «Мешочек страхов» Цель: предоставить возможность актуализировать свои страхи и поговорить о них, уменьшение тревожности Инструкция: перед игрой ведущий говорит с детьми о многообразии чувств и эмоций человека. Дети быстро передают по кругу друг другу мяч. Каждый ребенок., получивший мяч, должен назвать свой страх и быстро передать мяч другому. После этого идет обсуждение страхов детей. Ведущий предлагает убрать все страхи в волшебный «мешочек страхов», чтобы все страхи исчезли. -Понравилась ли вам игра? -Были ли какие — то затруднения? -Какое у вас сейчас настроение? III Заключительная часть Упражнение №1 «Дарю цветок» Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, установление доверительных отношений. Инструкция: дети встают в круг. Ведущий предлагает изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий рассказывает сказку: «Жил-был цветок! Однажды он проснулся от того, что пригрело солнце (вытягивают руки, дуют на сомкнутые ладони). Цветок медленно распустился (ладонями изображают лепестки). Вдруг налетел ветерок и лепестки сомкнулись (дуть сильнее, сомкнуть ладошки). А теперь подари цветок соседу. А теперь играем в обратную сторону. После упражнения идет обсуждение настроения детей. Упражнение на рефлексию№2 «Волшебная подушечка» Инструкция: все дети садятся на ковер по кругу. Ведущий говорит: «У нас есть волшебная подушечка. Каждый по кругу может взять подушечку, прижать к груди, сесть на нее, загадав желание. Оно может быть любым. Можно рассказать о своем желании. Тот, у кого подушечка, начинает рассказ со слов: «Я хочу…». Все остальные слушают. После упражнения задаются вопросы: - Трудно ли было рассказать о своем желании? - Может быть, кто-то еще хочет рассказать о своем желании? - Как вы думаете, может ли исполниться ваше желание? Что надо делать для этого? Рефлексия по пройденному тренингу: -Что понравилось на тренинге? -Что не понравилось? -Что нового узнали? -Хотели бы еще прийти на тренинг? Обсуждение настроения детей, ритуал «прощание». Примечание: в данной практической работе показан один день тренинга. Так как тема тренинга достаточно широкая, интересная, то тренинг может быть рассчитан на несколько дней. Темы могут быть следующими:
Литература
|