Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
Психология
Автор: Горшкова Екатерина Михайловна   
17.09.2015 18:45

Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.

В дошкольном возрасте дети активно познают мир, учатся взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми. Немаловажную роль при этом играет то, насколько успешно происходит развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и внимание.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребности в положительных эмоциональных контактах, поддержки активного познания окружающего мира и последующего информационного обмена опытом, в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, создания соответствующей развивающей среды для самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Для полноценного эмоционального развития необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно научить детей не только радоваться положительным эмоциям, но и не бояться отрицательных моментов, неизбежных в процессе деятельности ребенка.

 

Скачать конспект

При выражении собственного эмоционального состояния важно научить ребенка использовать все возможные выразительные средства: жесты, позу, мимические средства. Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жестов, которые в сочетании с интонацией должны лишь эмоционально дополнять его речь. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности. Жест, выразительное движение дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства, и как следствие, лучше понять собеседника и привнести подлинную радость в общение друг с другом.

Очень важно, чтобы дети умели прислушиваться к себе, понимать свои эмоциональные реакции, возникающие в различных ситуациях, а также распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные реакции и проявления окружающих. И здесь приходит на помощь игра как ведущий вид деятельности дошкольников, самый понятный для него, позволяющий неоднократно проиграть волнующие ситуации с различными исходами и выбрать наиболее продуктивные варианты поведения.

Для успешного развития эмоционального мира дошкольников мы используем в своей педагогической деятельности специальные игры и этюды.

  1. Игра «На что похоже настроение» проводится в разных вариантах в зависимости от возраста и степени подготовленности детей. Один из вариантов работы: с детьми (4-5 лет) используем картинки и предлагаем детям подумать и назвать то, что чувствует изображенный на картинке персонаж. Например, улыбающееся солнышко радуется; дождевая «плачущая» тучка грустит, печалится, тоскует; закипающий красный чайник злится, гневается, сердится. Здесь мы знакомим детей с эмоциональными состояниями, обогащаем их «эмоциональную» лексику.
  2. Игра «Изобрази эмоцию только с помощью жестов»: педагог или ребенок изображают какое либо эмоциональное состояние. При этом лицо изображающего закрывается маской, или он поворачивается спиной к остальным играющим. Так дети, с одной стороны, развивают умение оценивать позу, жесты в различных эмоциональных состояниях, с другой, понимают важность мимики, при отсутствии которой все-таки сложно полностью понять эмоцию партнера.
  3. Игра «Составь портрет»: детям предлагаются карточки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Карточки разделены на две части. Дети собирают портрет целиком, опираясь на полученные знания о мимике.
  4. «Сделай, как…»: детям предлагается проделать разные эмоциональные действия в образе разных персонажей, например, засмейся, как большой злой великан, как трусливый зайчишка, как хитрая лиса. Это упражнение развивает у детей не только выразительность жестов и мимики, но и эмпатию – умение почувствовать и передать характер того персонажа, который они изображают в данный момент.

Выполнение различных этюдов вносит неоценимый вклад в эмоциональное развитие ребенка. Существует огромное количество этюдов на выражение тех или иных чувств.

Этюд «Мыльные пузыри»: дети пускают большие, радужные, красивые мыльные пузыри. Что они при этом чувствуют, как выражают свою радость? (Прыгают, смеются, машут руками, пытаясь поймать пузырь).

Этюд «Радуга»: на небе появилась большая, красочная, яркая радуга. Как поведет себя ребенок? (остановится, глядя вверх, будет улыбаться, прижмет руки к груди от восхищения).

Этюд «Упрямый мальчик»: уже вечер. Пора ужинать и ложиться спать. Мама хочет отвести мальчика домой, а он упирается, вырывает руку, да еще топает ногой.

Этюд «Жадина»: мальчик забрал все машинки и никому не дает с ними играть.

На основе этюда можно разыграть жизненную ситуацию. Например, предложить детям подумать и изобразить, как вести себя с жадиной: попытаться отобрать у него машинки, и тогда произойдет драка, предложить ему поменяться игрушками, вежливо попросить у него машинку, играть отдельно, не обращая внимания на жадину, организовать другую игру, например, постройку города, и пригласить мальчика с машинками вместе поиграть. Так дети научатся не только распознавать эмоции другого человека, но смогут понять и выбрать для себя наиболее конструктивные, оптимальные способы взаимодействия с людьми в разных эмоциональных состояниях.

В своей педагогической практике мы используем зеркала. Перед зеркалом ребенок развивает навыки в передаче эмоциональных состояний с помощью мимики. При этом он может воспользоваться помощью взрослого или иллюстрациями с изображением эмоций и скорректировать собственную мимику. Живой интерес у детей вызывают «зеркальные» кубики. На каждой грани кубика наклеен силуэт животного или героя сказки, лицо которого заменено зеркалом. Ребенок обыгрывает какой-то момент сказки или ситуацию, предложенную взрослым с помощью своей мимики: «Это зайчик, которого злая лиса выгнала из лубяной избушки. Что он чувствует? (грустит, ему страшно). А это зайчик, который возвращается в избушку, после того как петух выгнал лису. (Он радуется, улыбается).

Эти игры и этюды успешно используются нами в работе с детьми на занятиях и в различных режимных моментах. Наблюдение показывает, что такой подход положительно влияет на развитие эмоциональной сферы детей. Воспитанники нашей группы раскованы, улыбчивы, редко ссорятся, умеют радоваться и мириться, и все эти эмоции и чувства мы проживаем вместе с ними

Каждый день, каждый час, каждый миг
Настроенье меняется наше.
Вот и Влад головою поник,
Замечталась о чем-то Наташа.

Улыбается Тема, смеется Егор,
И рисует Алеша старательно.
Чтобы чувства другого понять,
Приглядись к нему повнимательней:

Голос, руки походка, лицо -
В мир эмоций окно,
Ты его отвори,
И другого поймешь обязательно.

Если грустно ему – улыбнись,
Добрым словом утешь, если нужно.
На сочувствие ты не скупись –
Лишь окрепнет от этого дружба.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год