Детский аутизм. Что важно знать родителям и педагогам. |
Психология | |||
Автор: Щемелева Светлана Дмитриевна | |||
15.09.2015 20:46 | |||
Детский аутизм. Что важно знать родителям и педагогам. Диагноз «аутизм» ставится детям в последние годы все чаще. Многие родители сразу впадают в отчаяние, отпускают руки, пассивно ждут самопроизвольного исцеления, не понимая сути проблемы, и лишь немногие начинают действовать правильно. Аутизм – это общее расстройство развития, выраженное в явной необщительности ребенка, стремлении уйти от контактов, жить в своем мире. Ранний детский аутизм при различных формах может иметь разные проявления при различных уровнях интеллектуального и речевого развития ребенка. Дети, страдающие аутизмом, встречаются как в обычных детских садах и в школах, так и в коррекционных, вспомогательных, и везде они испытывают трудности в общении и нуждаются в помощи и поддержке.
У мальчиков аутизм развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. При аутизме в большинстве случаев психическое развитие ребенка нарушено с младенчества, часто проявляется в задержке психического развития, отставании от возрастной нормы. Аутичный ребенок игнорирует окружающих, держится отстранено, смотрит «мимо» людей, как бы «задумавшись». В его облике нет наивности, открытости, свойственных детскому возрасту. В поведении наблюдаются стремление к самоизоляции, отторжение реального мира. Такие дети могут быть или чрезмерно подвижными (гиперактивными), или наоборот, пассивными (гипоактивными), но и в том и в другом случае их долго не воспринимают как больных. Дети, страдающие аутизмом, далеко не всегда способны выделять важную информацию из общего «шума», они не радуются участию в играх, реакции на световые или звуковые раздражители у них сглажены или отсутствуют, из-за чего у таких детей нередко подозревают наличие глухоты или слепоты. Они не понимают значения речи как основного способа передачи информации от одного человека к другому. Для игр характерно однообразие, монотонность, например, катание машинок из стороны в сторону и т. п., что ведет к нарушению социальной адаптации ребенка. При смене привычных стереотипов возникают страх и агрессия, в том числе аутоагрессия, когда малыш бьется об пол, о стены, царапает и кусает себя самого. Такого ребенка трудно убедить попробовать незнакомую пищу, для него характерна избирательность в еде. В речи нет последовательности мысли. Ребенок не всегда улавливает значение слов. Таким детям свойственна неуклюжесть. Эмоциональный фон очень скудный. У детей с аутизмом проблемы с общением, социальной адаптацией могут менять свою форму, но эти дети нуждаются в непременной поддержке. При различных случаях аутизма упорная лечебная и коррекционная работа всегда дает положительный результат. Ребенок может стать более адаптированным в обществе, более самостоятельным. Важно помнить, что ребенок с аутизмом больше других нуждается в тактильном контакте, ласке, эмоциональном озвучивании происходящего. Очень большую роль играет контакт с родителем, повторения, пропевания звуков. Все это мы делаем не торопясь, с непременным отреагированием. Установление правильного эмоционального контакта с ребенком дает возможность повысить его активность и побудить в нем желание познать окружающий мир. Предметы, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции и страх в игре, использовать в работе нельзя. Нужно создавать обстановку доброжелательную. Главный принцип в воспитании аутичного ребенка — уважение его интересов. Ребенок с аутизмом очень раним, и это нужно помнить всегда.
|