«Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку» |
Психология | |||
Автор: Упакова Наталья Ивановна | |||
10.06.2015 10:19 | |||
«Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку» (консультация для родителей) Часто родители переживают, что их ребенок совершенно не может общаться с незнакомыми людьми, боится, стесняется ответить, как его зовут, у него не складываются отношения с другими детьми. Попробуем разобраться в причинах такого поведения ребенка. Все застенчивые дети очень похожи — глаза в пол, руки теребят одежду, плечи сутулые, голова опущена, голос тихий, ответы робкие, немногословные. Лучший подарок на день рождения, по их мнению, это шапка-невидимка, которая спрячет их от всего мира. Как правило, застенчивость как таковая встречается очень редко. В большинстве случаев — это просто маска, скрывающая самые разнообразные психологические проблемы, мучающие ребенка.
Например, как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд, за излишней застенчивостью может скрываться нереализованное стремление к лидерству. Такой ребенок, один раз не сумев его реализовать, старается вовсе уйти от контактов: мол, мне с ними неинтересно. И в этом случае стоит не столько преодолевать застенчивость, сколько найти то занятие, которое позволит ребенку поверить в себя, хоть в чем-то стать лидером. Иногда застенчивость скрывает чрезмерную обидчивость и ранимость. Избегая контактов, ребенок автоматически ограждает себя от возможности быть обиженным. А иногда дети уклоняются от общения просто потому, что не знают, о чем говорить. Поэтому в первую очередь нужно развивать у них интеллект и фанта-зию. Прежде всего я бы посоветовала родителям оценить обстановку, окружающую ребенка. То есть посмотреть на самих себя. Вы-то сами очень общительны? А то зачастую мама, предпочитающая два часа блуждать по незнакомому микрорайону в поисках нужной улицы, вместо того чтобы спросить у кого-то, как пройти, искренне удивляется, что ее ребенок стесняется обратиться к друзьям за помощью. Или в семье, где никогда не бывает гостей, а перезваниваются только с близкими родственниками, вызывает удивление, что их ребенок не имеет друзей. В данном случае малыш просто копирует поведение старших. Во-вторых, застенчивые дети, как правило, бывают у так называемых тревожных мам, которые как бы передают ребенку свою тревожность. “У него, наверное, не получится”, “он такой слабенький, что наверняка заболеет”, — сокрушается мама, тем самым программируя ребенка на неудачу. Самооценка и самоуважение малыша, естественно. от этого не возрастут. Третья возможная причина детской застенчивости — это излишняя авторитарность кого- то из членов семьи. Если родители ежеминутно диктуют, что надо делать, как надо жить, что читать, во что играть, с кем дружить, то дети растут пассивными и неуверенными в себе. И самое главное, о чем нельзя забывать: застенчивых детей надо чаще хвалить. Причем не только за какие-то успехи, а просто потому, что он есть. Ребенок должен понять, что любят его не за то, что он выучил буквы и научился само-стоятельно чистить зубы. А просто потому, что мама и папа очень рады, что у них есть такой, именно такой, малыш. Теперь, когда вы разобрались, что послужило причиной застенчивости ребенка, нужно попытаться научить его преодолевать эту черту, привить навыки нормального общения. Пожалуй, самая большая проблема в том, чтобы убедить такого ребенка в необходимости общения. А проще всего это сделать с помощью игры в театр. Причем именно игры в театр, а не драматического кружка или студии бального танца, где ребенку самому действительно придется выходить на сцену и выступать перед зрителями. Поэтому начинать надо с того, чтобы устроить дома кукольный театр. Сначала выберите главного персонажа. Это может быть бегемотик, слоник, медвежонок — эдакий симпатичный, большой, добрый, застенчивый, немного неуклюжий герой. Дело в том, что застенчивые дети обычно зацикливаются на своей внешности, считая себя недостаточно красивыми, излишне толстыми, высокими, низкими, неуклюжими. Затем придумайте несколько сюжетов, например, о том, как медвежонок вышел на полянку, увидел там весело играющих маленьких белочек и зайчиков и постеснялся к ним подойти, испугавшись, что он такой большой и над ним будут смеяться. Вернувшись домой, он постарался объяснить маме, почему не пошел играть с другими зверятами. Следующий сюжет может быть о том, как мама решила, что нужно использовать силу медвежонка, и стала просить его помогать по хозяйству, например пойти в магазин, купить продукты и принести сумку домой. После того как малыш освоится за ширмой и уже не будет бояться “выступать* на людях, можно попробовать поиграть в настоящие “театральные” игры. Попросите ребенка показать с помощью мимики и жестов какой-нибудь стишок (например, “Идет бычок качается”, “Уронили мишку на пол” и так далее). Хорошо, если в игре участвуют несколько человек, желательно детей. Однако, если ребенок стесняется, начинайте игру в обществе только самых близких. Впрочем, можно попросить его изобразить то или иное животное, показать без слов какое-то действие. Помимо мимики и жестов необходимо развивать и выразительность речи. Для этого предложите по-разному произнести слово “привет” (радостно, уныло, разочарованно, удивленно и так далее). Учите ребенка изменять голос. Поиг-райте, как могли бы разговаривать разными голосами персонажи сказки “Колобок” (диалоги колобка и зайчика, колобка и волка, колобка и лисы). Прекрасным “лекарством” может быть игра в город. Из конструктора, кубиков или просто подушек постройте большой город. В нем должны быть магазины, цирк, зоопарк. Возьмите любимую игрушку малыша и совершите “прогулки по городу”. От имени игрушки ребенок должен сходить в магазин, купить билеты в цирк, вместе с друзьями отправиться на представление. Проиграйте с ним как можно больше таких жизненных ситуаций. И наконец, когда ребенок уже потихонечку начнет осваиваться, вводите его в детский коллектив. Может быть, более целесообразно приглашать других детей к себе домой, руководствуясь принципом, что родные стены помогают. По-внимательнее отнеситесь к подбору гостей — они должны быть коммуникабельными и доброжелательными. Упакова Наталья Ивановна воспитатель 2 квалификационной категории МБДОУ №1 «Березка» п. Джалиль Сармановского муниципального района.
|