Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как наказывать детей?
Психология
Автор: Упакова Наталья Ивановна   
10.06.2015 10:13

Как наказывать детей?Как наказывать детей?

Все без исключения родители явно, напрямик или в скрытой форме задаются вопросом: можно ли наказывать детей и как наказывать их?

О наказании очень трудно говорить потому, что в самом акте наказания есть нечто, связанное с унижением, это удар по чувству собственного достоинства. Неодобрение, порицание, наказание всегда связаны с неприятными пе-реживаниями, а неодобрение, наказание со стороны любимых, значимых людей — мамы, папы, бабушки — усугубляет, удваивает переживания. Если же в семье пове-дением ребенка недовольны все, и каждый по-своему, то можно представить себе, сколько отрицательных эмоций накапливается у него в душе. (Впрочем, столь же вреден избыток одобрения, похвал и поощрений.)

В сознании ребенка неодобрение и тем более наказание воспринимаются как ли-шение любви, отторжение и неприятие. Фразы типа “я тебя не люблю, ты плохой” постарайтесь заменить на “я тебя очень люблю, ты — самый замечательный, но поступок твой отвратителен”.

 

Если в семье исповедуется авторитарный, карательный стиль взаимоотношений, то формула воздействий сводится к “не сделаешь — будешь наказан”. В этой системе на-казание становится “движущей силой” поведения детей. И даже не само наказание, а страх, ожидание “кары”. Такое внутреннее состояние, пронизанное страхом, очень мучительно. Вспомните себя в какой-либо аналогичной ситуации.

Поэтому было бы правильнее отвечать не на вопрос, как наказывать малыша, а как сделать, чтобы не наказывать детей совсем. Ребенка надо поставить в такую житейскую обстановку, чтобы он не пожелал и не мог пожелать ничего вредного для себя и для других, чтобы он не мог нанести вред, ущерб, боль другому человеку. А вот для этого необходимо соблюдение по крайней мере нескольких условий.

Организуйте “поле жизнедеятельности ребенка” таким образом, чтобы он мог прояв-лять свою детскую активность без особых потерь для благосостояния семьи. Другими словами, наиболее ценные вещи поставьте повыше и подальше от ребенка.

Создайте в семье справедливую и доброжелательную атмосферу. Ведь, к сожале-нию, наши дети живут в атмосфере запретов, санкций, окриков, недовольства: за двойки их ругают, не надевает теплый шарф — укоряют, забывает поливать цветы — ругают, не купил хлеб — наказывают, мало гуляет — сетуют, много — упрекают, мастерит в комнате — ругают за грязь, ничего не делает — обзывают лентяем, много говорит — обрывают, замыкается — обижаются. Список этот можно продолжать до беско-нечности. Зато в семьях, где каждый ее член может и чашку разбить, и сломать что-нибудь неловким движением, и не выполнить какую-либо просьбу (все в жизни бывает), самым сильным наказанием будет переживание самого “виновника” по поводу сделанного со всеми вытекающими отсюда последствиями — сожалением, огорчением, извинением, исправлением.

Еще одно важное условие — это такая организация жизни ребенка, в которой родители вместе с ним, а позднее и он сам прогнозирует последствия его поведения или поступка. Что это означает? Не так уж много в жизни вашего ребенка непредвиденных, непредсказуемых ситуаций. Поэтому, зная собственных детей, не-трудно предугадать, на что они способны, и в мягкой, спокойной, “эпической” форме можно договориться с ними.

И наконец — самое главное: прежде чем ударить ребенка (а наказание — всегда удар, словом или рукой), необходимо понять причину того или иного поступка, быстро про-считать частоту такого поведения и выбрать тактику и форму наказания (сделать это сию минуту, через некоторое время, при людях, наедине, с рукоприкладством или без оного).

Важно помнить и о том, что наказание — очень острая форма воздействия еще и потому, что оно (особенно если к нему часто прибегают) приводит к неуверенности в себе, робости, заискиванию или к открытой агрессивности и озлобленности.

Так уж сложилось, что о наказании обычно говорят в связи с поощрением. Конечно, ни у кого не вызывает сомнения, что похвала, одобрение всегда приятны. По-ощрение и похвала важны еще и потому, что потребность в одобрении является одной из ключевых потребностей детской личности. Наиболее полезна похвала по поводу реального результата деятельности или просто усилия, сделанного ребен-ком, по поводу желания что- то сделать. Наконец, одобрение можно “выдавать” в кредит, авансировать похвалу за еще не совершенное действие.

К сожалению, родительский лексикон изобилует запретительными выражениями: “не делай”, “не бери”, “помолчи”, “не молчи”, “прекрати”, “не мешай”, “уйди отсюда”, “не перебивай”, “потерпи”, “подожди”. В этой связи хотелось бы отметить несколько моментов. Заниженная самооценка формируется в том случае, если ребенка никогда не одобряют, чрезмерно фиксируют внимание на его неудачах, неуспехах. Также в системе подавления, ограничений, запретов невозможно воспитать чувство собственного достоинства. Через игру, совместную деятельность помогайте ему адекватно переживать неудачи, научите спокойно анализировать ошибки. Необходимо приучать, чтобы он отдавал себе отчет в том, что делает, задумываясь о своих поступках и причинах таковых.

И еще один момент. Наказание только тогда бывает эффективным и не обидным, если взрослый понимает сам и может объяснить ребенку смысл его проступка. Такая оценка, высказанная в форме понимания, готовности помочь, позволит ему лучше разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Упакова Наталья Ивановна воспитатель 2 квалификационной категории МБДОУ №1 «Березка» общеразвивающего вида п.Джалиль Сармановского муниципального района. Материал подготовлен с использованием рекомендаций доктора психологических наук, автора книги «Знаете ли вы своего ребенка?» Елены Савонько.:

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год