Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение» |
Психология | |||
Автор: Торхова Ольга Николаевна | |||
10.06.2015 18:40 | |||
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение» Педагог-психолог: О.Н. Торхова «Быть готовым к школе – не значит уметь (Венгер Л.А.). Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность. Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками. Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе 1 Саморегуляция (самоконтроль) – основа готовности к школе Примерно к семи годам у ребенка формируется новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке! Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры (сделай по образцу, повторять слова за мамой) 2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу? Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать. Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом. 3. Личностно- Социальная готовность к школе Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке. Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями. Что необходимо в первую очередь для подготовки к школе?
Ваш ребенок должен знать:1. Свое имя, фамилию, возраст, где он живет (город, улица, дом), имена, отчества родителей, где они работают. 2. Мир который его окружает: времена года, животных, насекомых, деревья. 3. Ребенок должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопросы: «Почему ты так думаешь?», важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. 4. У него должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, т.е. у него должно быть желание учиться, серьезное отношение к школе, учению, учителю. 5. Ребенок должен владеть навыками, традиционно относящимся к школьным: — письмо, счет (в пределах 10 в прямом и обратном порядке), решением арифметических задач. 6. Владение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, объяснить то или иное правило. 7. Умение входить в детское общество, действовать совместно с другими. 8. Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве и времени. 9. У ребенка должен быть сформирован достаточный уровень волевого развития (т. е. умение подчиняться и выполнять систему требований, предъявляемых школой и учителем). 10. У ребенка должно быть сформировано цветоразличение, должен знать формы предметов, их величину. Портрет будущего первоклассника
Главная награда — это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса. Рекомендации психолога для родителей. Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. Избегайте чрезмерных требований. Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение. Если дети живут в атмосфере критики, они учатся критиковать и осуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы — они учатся драться. Если дети живут среди насмешек — они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает чувству вины. Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию. «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел. Должно быть можно верить и умным словесам. Обратная связь. Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня. Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе? Спасибо за внимание! Успехов и терпения Вам! Педагог – психолог О.Н. Торхова
|