Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮ
Психология
Автор: Любовь Ларченкова   
28.07.2014 19:19

В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮПсихология
Статья для родителей по адаптации к детскому саду: «В детский сад с радостью».
Автор:  Ларченкова Любовь Ивановна, педагог-психолог МБ ДОУ УНДС ОВ №1 «Петушок», пос. Усть – Нера, РС (Я).
«В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮ»
Уважаемые родители! Совсем скоро ваши малыши переступят порог  детского сада. Время, когда подросший малыш отправляется в детский сад, для родителей связано с волнениями: как он привыкнет к новым взрослым, не испугается ли разлуки с мамой, станет ли есть,  иную, чем дома пищу?.. Для многих родителей вопрос - ходить ли ребенку в детский сад - неоднозначный, сложный и открытый. Понятно, что доводов «против» у таких родителей достаточно - мол, и болеть малыш часто будет в саду, и воспитательница, неизвестно какая. Но ответ специалистов на вопрос: ходить ли ребенку в садик? - как правило, однозначен: обязательно! Потому что это не столько воспитание ребенка в отсутствие родителей, не столько поддержка малыша на то время, пока мама на работе (в конце концов, с этим прекрасно справится и бабушка, и няня), а, прежде всего, умение общаться в коллективе и совместно существовать, развитие его устойчивости. И самое главное - это завершающий и достаточно важный шаг в вопросе формирования личности. В детском саду ребенок приобретает нужные знания и умения, которые пригодятся в школе. А особенно общение в коллективе, дисциплина, режим, порядок. Как правило, ребенок примерно в 2-3 года испытывает самый настоящий голод по общению со сверстниками, по детскому коллективу.  А его общение в саду - своего рода адаптация к школе и к взрослой жизни вообще!
Что же такое адаптация и от чего она зависит? Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Детский сад - новый период в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. В корне меняется не только режим дня, при­вычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ре­бенка среда. Любой малыш растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, где много совершен­но незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс, который может стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, не травматичным. Каждому малышу нужно время, чтобы приспособиться к изменившимся условиям. Родителям нужно знать, что период адаптации индивидуален и может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. Процесс привыкания длится тем дольше, чем более зависим ребёнок от мамы, чем он более чувствителен к переменам в повседневной жизни и труднее привыкает к новому, чем более возбудима его нервная система. Легче адаптируются в садике дети, имеющие опыт общения с разными возрастными категориями детей и взрослых. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детский сад. Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов: от особенностей высшей нервной деятельности (темперамента), возраста ребенка, от состояния здоровья, от разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома и той, в которой находится в детском саду, от условий в дошкольном учреждении, от поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому саду…). Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Иногда можно отметить и более глубокие расстройства: повышение температуры тела, изменения характера стула, нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.) Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию.
Так как же сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным?
Постепенно, без спешки, но настойчиво и  последовательно готовьте малыша к детскому саду. Ребенок, который идёт в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно, мыть руки и лицо, есть ложкой, соблюдая во время еды чистоту, пить из чашки, пользоваться салфеткой, пользоваться носовым платком, проситься на горшок  и пользоваться им, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне. Привлекайте и поощряйте стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность: складывать одежду на стульчик; убирать на место игрушки и вещи. Постепенно отучайте от пустышки и рожка. Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша. Необходимо задуматься об оздоровительных процедурах в отношении ребенка. Они включают в себя следующие компоненты: витаминотерипия, закаливание (обливание стоп,  закаливание горла).
Создайте ребёнку положительный  настрой. О предстоящем поступлении малыша в дет­ский сад говорите ему, как о радостном событии. Внушайте, что ему будет хорошо в детском саду, потому что там ждут его добрые воспитате­ли, веселые дети и много разных игрушек. Опишите малышу, как будет красочно, ярко, весело на праздниках в детском саду, как будут петь пес­ни, танцевать, а потом будут подарки. Ни в коем случае при ребенке нельзя плохо говорить о детском саде, пугать его детским садом. Не говорите: «Будешь капризничать – не заберу из детского сада» или «Вот пойдешь в садик, воспитатель тебя накажет за плохое поведение». В этом случае у малыша формируется страх перед педагогами, он будет постоянно ждать наказания и в течение всего пребывания в садике будет в напряжении. Наоборот, постарайтесь внушить ребенку доверие к воспитателям, так как в садике этот человек для него будет самым важным. Настраивать надо на добро. Расскажите о воспитателях, что они умные, добрые, всегда придут на помощь, знают много интересного.
Малыш обязательно должен видеть,  в какой детский сад он пойдет. Поэтому прогуляйтесь с ребёнком  по территории детского сада. Рассказывайте малышу о том, что скоро в его жизни начнутся перемены. Обратите его внимание на само здание, окна. Скажите, что при таких больших окнах будет светло и уютно в ком­натах, потому что в окошко будет заглядывать солнышко. Обращайте  внимание малыша на все хорошее, что имеется в садике. В детском саду дети играют, танцуют, поют, рисуют и лепят. Постарайтесь нарисовать привлекательную картину. Сообщите ребенку, что он уже большой, многому научился, и он будет ходить в детский сад как мама с папой на работу. Пусть детский сад станет для вашего малыша уютным домом!
Прежде чем отдавать ребенка в детский сад, выясните, насколько трудно ему оста­ваться без вас, как ребёнок переносит разлуку с вами. Для начала можно попросить кого-то из сво­его окружения посидеть с малышом дома. Через какое-то время попробуйте оставить малыша с родителями тех детей, с кем он гуляет на улице. Если ребёнок спо­койно относится к временной разлуке, легко и просто завязывает знакомства с дру­гими людьми, проявляет интерес к детям, которых он видит впервые, то его мож­но отправлять в детский сад. Но если он переживает, плачет, когда его оставляют с дру­гими людьми, значит, он еще не готов к разлуке с вами.

Приучайте ребёнка к режиму дня детского сада. Правила, по которым ребенок живет дома, отличается от тех, которые установлены в детском саду. И ребенку каждый день приходится переключаться, настраиваться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Чтобы для вашего ребенка не был стрессом режим до­школьного учреждения, дома соз­дайте условия, приближенные к режиму учреж­дения. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Приучайте в одно и то же время вставать и ложиться спать, включая дневной сон, принимать пищу в одни и те же часы, гулять.
Примерный режим дня:
Прием детей                                            8.00 – 8.30
Завтрак                                                     8.30 – 9.00
Игры, занятия, прогулка                        9.00 – 11.30
Обед                                                         11.30 –12.00
Сон                                                           12.00 – 15.00
Подъем, оздоровление,
Гигиенические  процедуры, полдник   15.00 – 16.00
Активное бодрствование                       16.00 – 17.00
Ужин                                                        17.00 – 17.30
Игры, уход домой                                   17.30 – 19.00
Чтобы  облегчить привыкание к детскому саду, в первые дни оставляйте ребёнка в детском саду на пару часов. Постарайтесь расставаться с ребенком легко и быстро. Иначе ваше беспокойство может передаться и ребенку. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке. Если ребенок с трудом расстается с мамой, то отводить его должен папа. Малыш будет чувствовать себя увереннее, если оставить его любимую игрушку. Выберите вместе с малышом игрушку, которая будет ходить вместе с ним каждый день в садик и знакомится там с другими игрушками. А после садика поспрашивайте игрушку, что с ней происходило в детском саду, с кем она познакомилась и дружила, не скучала ли она по дому. Это поможет вам узнать о том, как малышу удается привыкнуть к садику.
Ребенок должен понять, что быть в детском саду обязательно, и за это он не будет получать какое-либо вознаграждение. Не говорите ребенку, что если он побудет в сади­ке сегодня до обеда, то вы купите ему какую-ни­будь игрушку. В садик малыш должен ходить без премий и подарков. Ведь все дети ходят в садик. Нельзя баловать малыша, иначе он начнет со временем требовать от вас подарки за все свои действия. Потом отучить ребенка от этой привыч­ки будет очень сложно. Нельзя делать подарки просто за хорошее по­ведение. Ведь хорошее поведение должно быть нормой. Поэтому изначально прививайте ему понятия о хорошем пове­дении независимо от вознаграждения. Старайтесь не давать ребенку в садик сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и испортят аппетит. Адаптация без слез – об этом мечтает каждый родитель, который собирается отдать ребенка в детский сад. Ребенку постоянно приходится приспосабливаться к новым условиям и посещение детского сада – один из первых и важных опытов такого приспособления. А детский сад со временем перестанет относиться к разряду «новых условий». Пусть не сразу, но он превращается в привычный, хорошо знакомый и уютный мир. Для того чтобы это действительно стало так и для вашего ребенка, будьте терпеливы, внимательны и активны. В ваших и только в ваших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год