ЖИПТО КАК СТИМУЛЯТОР УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Васильева Лена Васильевна воспитатель МБДОУ «Мичил» с. Бетюнг, Вилюйского улуса (Якутия) Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В этом время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. В этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Дети впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого. Особенности психического развития во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение и развитие. Правильное организованное обучение и развитие способствует нормальному психологическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психологические качества и свойства личности. Дети подготовительной группы более развиты. Знают содержание многих игр и имеют опыт их проведения, сами определяют, кому начинать игру, устанавливают очередность, оценивают результат. Их радует не только процесс игры и выполнение поставленной дидактической задачи, но и само преодоление трудностей.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющий собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Основным содержанием умственного воспитания является развитие умственных способностей, которые являются психологическими качествами, определяющими легкость и быстроту усвоение новых знаний, умений и возможности их использования для решения разнообразных задач, что предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т.д.). В дошкольные годы происходит развитие (обострение) всех свойств ощущений- качества, интенсивности, длительности, пространственной локализации. В своем поведении ребенок все чаше прислушивается к своим ощущениям и его поведение становится согласно тем, ощущениям, которые он испытывает к тому или иному факту жизни; ситуативные ощущения могут быть произвольными по воле самого ребенка, т.е. сознательно и осознанно и он к ним прислушивается и строить с ними свое поведение. При восприятии окружающей действительности дошкольники ориентируется на все более развивающиеся свойства восприятия – предметность восприятия, целостность, константность, структурность. Его восприятие становится все более осмысленным, формируется способность к апперцепции, т.е. начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка, от особенностей его личности; сложные форм восприятия (восприятие пространства, времени, движения и т.д.) продолжают развивать и все чаще ребенок использует их к качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлением. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами. В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Память является кладовой знаний, основой, без которой нельзя обойтись. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные процессы, является основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых - всячески развивать у детей способности к воображению. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять не понятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Умственное развитие как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п., является одной из основных направления общего психического развития ребенка в период дошкольного детства. В период дошкольного детства происходит формирование и развитие познавательных способностей детей, и при условии качественного развития этих способностей в настоящий момент, их обучение на второй, третьей ступени школьного образования будет успешным. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в дошкольном -- игровая. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть средством познания ребенком действительности. ЖИПТО – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок. ЖИПТО способствует: Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе игры «Сонор» многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, он они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). ЖИПТО –незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль храброй девочки, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он производит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект. Социально- нравственному развитию ребенка – дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Художественному воспитанию – совершая какое- либо действие ребенок думает, несколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа. Главная цель игры ЖИПТО обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения. Из понимания значения игр ЖИПТО вытекают следующие требования к ним: Каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей. В игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Руководство игрой ЖИПТО осуществляется в трех направлениях: подготовка игры, ее проведение и анализ. 1. В подготовку к игре ЖИПТО входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания детей; определение удобного времени проведения игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. 2. Проведение игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, которой будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. 3. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей. При руководстве игрой ЖИПТО формирования игровой деятельности у дошкольников: 1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. 2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умения необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером – сверстником. 3. Взрослый, играя с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры. Таким образом, можно сказать, что игра ЖИПТО представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности – все это привлекает мое внимание в данном типе игр. Таким образом, на наш взгляд одним средств умственного развития ребенка в период дошкольного возраста является игра ЖИПТО, в которой проявляются, формируются умственные способности ребенка – возможность управлять обстоятельствами, создаваемыми ходом игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного учения – ребенок учится играя. Особая роль игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Считаю, что игра ЖИПТО может быть включена в любой раздел программы и ее возможности можно использовать как для развития умственной деятельности, так и для формирования собственно игрового поведения в коллективе. Библиографический список 1. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Город, 2007. – 348с. 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Инфра – М, 2001. – 484с. 3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Инфра – М, 2006. – 248с. 4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Наука,2001. – 378 с. 5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. – М.: Логопед, 2000. – 169 с. 6. Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. // Дошкольное развитие. – 2008. – № 4. – с. 46 – 58. 7. Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Высшее образование, 2004. – 296 с. 8. Логинова В.И. Развитие детей в детском саду. – СПб: Питер, 2005. – 374 с. 9. Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М.: АзБука, 2006. – 278 с. 10. Tomski G. JIPTO: 1001 jeux pour tous, Editions du JIPTO, 2005. – 60 p. (Томский Г.В. ЖИПТО: 1001 игра для всех). 11. Tomski G. Le JIPTO et le Systeme JIP. – Editions du JIPTO, 2005. – 214 p.(Томский Г.В. ЖИПТО и Система ДИП). 12. Tomski G. Art du JIPTO – Editions du JIPTO, 2005. – 148 p. (Томский Г.В. Искусство ЖИПТО).
|