Очень хорошо, что последнее время всё чаще поднимается вопрос об инклюзивном образовании. Это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Выготский Л.С. писал: «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка – в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе. В мировой практике вопрос актуальности инклюзивного образования рассматривается с 1970-х годов. В современной образовательной политике США и Европы разрабатываются и внедряются пакеты нормативных документов, способствующих расширению образовательных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Во многих странах уже сложилось определённое мнение относительно инклюзивного образования детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим происходит реформирование школ, перепланировка помещений дошкольных учреждений, учебных заведений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей с различными проблемами развития.
В России об инклюзии в образовании в полный голос заговорили в девяностых годах. Существование инклюзивного образования укрепляет нравственное здоровье общества. В настоящее время в нашем обществе присутствует рост бездуховности, вертуального и реального насилия, жестокости, бессердечия. В этом случае инклюзивное воспитание и образование может стать спасательным средством, способствующим духовному возрождению общества. Если социальная среда готова к принятию инклюзии, то результаты будут положительными. Цель образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с определёнными особенностями в развитии. Совместное обучение обычных детей и детей с проблемами в развитии - это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе. Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. Данные дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной, т.е., это специализированные дошкольные группы, школы, различные учреждения компенсирующего типа. Выходя в мир после специализированных учреждений, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, абсолютно не подготовлен для жизни в обществе обычных людей, а его особенности ещё и усугубляют ситуацию нахождения в социальном мире. Ведь учится такой ребёнок порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но очень остро чувствует недоброжелательность, настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Поэтому, немаловажной задачей при введении инклюзивного образования является воспитание готовности общества к тому, что рядом с детства будут находиться дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные проблемы. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приведёт к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, человечность, великодушие, толерантность. В свою очередь детям с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками даёт возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Нельзя не оценить и тот момент, что инклюзивное воспитание и образование даёт семье ребёнка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, даёт возможность стремиться вместе с ребёнком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей. Родители начинают адекватно относиться к своим детям, избавляются от неуверенности и страхов по поводу дальнейшей жизни в окружающем мире. Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, которой необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей без дискриминации. Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни. И как уже говорилось, инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т.е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Для этого следует создать необходимую среду в группе ДОУ. Она должна быть доступной и развивающей. Необходимо хорошее современное оборудование для игротерапии, музыкальной терапии и т.д. И важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приёмами Мантессори-педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Педагоги должны обеспечить детям с проблемами в развитии психологический настрой на преодоление возможных трудностей. В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности. Это можно пронаблюдать на детях, которые имея определённые проблемы в развитии, иногда попадают в обычные группы детского сада. Приведу пример. В наш детский сад в 2008 г. пришёл ребёнок Андрей Ш. с диагнозом ЗПР. Он очень отличался от сверстников, не усваивал возрастной программный материал, имел ещё и запись в медицинской карте «немотивированная агрессивность». после периода адаптации, специалистами ДОУ был разработан индивидуальный образовательный маршрут с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, направленный на формирование тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту, но ещё не возникли. Задачи индивидуальной программы развития решались на индивидуальных занятиях узких специалистов и на групповых воспитателями группы. Конечно, индивидуальные занятия много дали развитию ребёнка, но занятия в группе обычных детей имели неоценимый эффект. Андрей, используя навык подражания сверстникам, быстрее усваивал новый материал, приобретал навыки коммуникативного общения, стабилизировалась его эмоциональная сфера. Занятия с включением анималотерапии приносили благотворные плоды. Ребёнок стал проявлять терпимость к сверстникам, меньше конфликтовать, стал более доброжелателен и открыт. У сверстников также воспитывалось толерантное отношение, доброжелательность, готовность придти на помощь, адекватное восприятие нестандартного поведения особенного ребёнка. Ребёнок в итоге был выпущен в обычную школу, нормально адаптировался. Это стало результатом того, что мальчик не был изолирован от обычного общества, в его круг общения входили обычные дети, развивающая среда способствовала возрастной социализации, и он более уверенно войдёт в следующий этап своей жизни в окружающем обществе. В работе с родителями таких детей от педагогов требуется особая тактичность. Как правило, у родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребёнку, имеющему отклонения в развитии. На этой основе формируется определённый стиль родительского взаимоотношения – гиперопека. Такие родители ограждают ребёнка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребёнка (эгоизм). Грамотно подготовленный воспитатель в процессе сотрудничества с такими родителями должен обратить их внимание на наличие больших возможностей развития ребёнка, создать у них соответствующие педагогические установки, донести до них, что посильно их ребёнку в данный момент, а что без посторонней помощи он сделать не сможет. Из всего вышесказанного следует сделать вывод: инклюзивное образование доказывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами, обеспечивает им полноценное участие в жизни общества.
|