Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность Рожковская Ю.М. воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №7 «Огонек», г. Котлас, Архангельская область.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Скачать презентацию Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Я считаю, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность. Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире, для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а так же степени участия воспитателя и родителей. Сегодня представлю примерную последовательность проектов для малышей с учётом возраста и состава участников, тематики, целевой установки. Чтобы решить проблему и выйти на результат, необходимо спланировать деятельность по его достижению, включив в план разные виды детской деятельности, разные образовательные области. Проблема, которую можно успешно решать с детьми, при участии родителей была продиктована необходимостью создания условий для разнообразной деятельности детей на участке детского сада в зимний и летний период. Это - создание зимних и летних построек и организации разнообразной игровой деятельности и летней работы с детьми. Реализация проектов «Зимняя площадка для гномиков» и «Летняя площадка для гномиков» позволили комплексно решить задачи по приобщению воспитанников к эстетическому восприятию природы, развитию любознательности, экологическому воспитанию и др. Родителей заинтересовало то, что прогулки детей будут организованы на фоне благоустроенного, оформленного, цветущего участка. С детьми провели ряд бесед, рассмотрели фотографии, иллюстрации, картинки зимних построек и зимних забав, цветников, цветов. Через создание игровых и проблемных ситуаций «Поможем гномикам играть со снежными постройками», «Поможем кукле научиться правильно кататься с горки», «Поможем гномикам накормить лягушку», «Чья очередь гулять с Тузиком», «Научим матрешку улыбаться», «Семена проросли - в клумбу их высади», подвели их к пониманию проблемы, совместно с детьми сформулировали задачи, определили средства, условия, необходимые действия по реализации проекта и результат. По ходу игровых ситуаций подвела детей к пониманию, что постройки невозможно выполнить без помощи родителей. 2 слайд. Приготовили презентацию проекта. Дети совместно с воспитателем оформили «Коллаж мечты» и обратились к родителям с просьбой помочь в осуществлении задуманного. Отказать было невозможно, и родители включились в работу. Началась работа по реализации: рассматривали картинки с зимними постройками. Составляли предложения по картинкам. Обсуждали, что необходимо для зимних построек: много снега, вода, холод и взрослые. После каждого этапа сверялись с моделью проекта, восстанавливая, таким образом, общую структуру стремясь получить результат. 3 слайд. В зимний период на нашем участке появились: Собака, Лягушка, берлога, горка, снеговик. Ребята с удовольствием проводили время на улице, играли в подвижные игры. В конце реализации проекта «Зимняя площадка для гномиков» была организована прогулка «Зимние забавы с Гномиками» совместно с родителями. Где мамы, папы и детишки вместе играли с Тузиком, кормили снежными пирожками лягушку, катались с горки, побывали в берлоге. Воспитанники и их родители, от совместно проведенной на свежем воздухе прогулки, получили массу положительных эмоций. 4 слайд. Второй этап работы был посвящен посадке семян для рассады, при использовании модели последовательности действий, чтобы добиться большей самостоятельности детей. 5 слайд. С помощью родителей привезли землю, разбили клумбы и высадили рассаду. 6 слайд. Уже в середине лета территория участка группы расцвела. Дети с восхищением рассматривали цветы, не забывали их поливать. Ни одного цветка не было сорвано, и такая красота радовала детей и родителей до поздней осени. В конце проекта был проведен праздник «Вальс цветов», в котором приняли участие дети, родители. Последовательная реализация проекта потребовала от участников творческого отношения, умения анализировать результаты своей работы с учетом уровня развития детей. За проработанный год по такой же схеме были реализованы следующие проекты: 7 слайд. 3.Проект «Осень к нам пришла» Работа проводилась с целью пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», приобщение родителей к участию в образовательном процессе. Формы работы: сбор материалов (фотографии, картинки, иллюстрации об осени) для создания альбома «Художница осень». При реализации основной части проекта родители вместе с детьми организовали выставку «Осень золотая, осень урожайная», где родители презентовали работы детям самостоятельно. 8 слайд. 4. Проект «Познаем домашний быт» Целью данного проекта было развитие коммуникативной культуры воспитанников, изучение бытовой техники, правил её использования, развитие мелкой моторики рук, воспитание бережного отношения к предметам повседневного пользования. В ходе реализации проекта мальчишки и девчонки вместе с родителями изучали домашнюю технику, в группе делились знаниями с друзьями, рассматривали предметы быта на картинках. В результате реализации данного проекта в нашей группе появился сенсорный модуль. Ребята имеют возможность играть с ним. 9 слайд. 5. Областной конкурс проектов «Детский сад глазами детей и родителей» Цель: приобщение родителей к участию в областных мероприятиях, обогащение предметно развивающей среды группы. Получив положение, предложили родителям принять участие в конкурсе, зарегистрировались на сайте, отправили работу и стали ожидать день подведения итогов. 10 слайд. Результат: диплом 1 степени. 11 слайд. Таким образом, главным рычагом активизации детской и родительской инициативы стало вовлечение их в проектную деятельность. Применение этого метода обеспечило: • Расширение представлений воспитанников об окружающей деиствительности; • развитие социальных навыков в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми; • приобретение детьми элементарного опыта исследовательско – творческой деятельности; • развитие коммуникатикативной культуры через взаимодействие друг с другом и взрослыми. Кроме того, использование метода проекта обязало нас: • выдерживать позицию партнера, друга, а не учителя; • создавать личностно-ориентированное пространство: • выдерживать демократический стиль общения; • применять диалоговые формы взаимодействия с детьми; • применять интеграцию образовательных областей, принцип комплексно-тематического планирования; • сделать родителей заинтересованными участниками жизни детей в детском саду. В результате: • значительно расширились представления детей в области интеллектуального и социально-коммуникативного развития; • Обустроился участок группы, превратился в дом для растений, созданы условия для наблюдения за их жизнью и развитием, а в зимний период появилась возможность использования снежных построек для разнообразных видов деятельности; • удалось привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, избежав при этом организованности и скучных шаблонов. 12 слайд. Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показал свое преимущество и эффективность. Спасибо за внимание.
|