Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Шунина Анна Александровна | |||
26.08.2020 11:32 | |||
Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Аннотация: в статье рассмотрен развивающий потенциал занятий родителей со своими детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется пластилинографии, как одной из эффективнейшей нетрадиционной техники рисования, способствующей развитию художественно-творческих способностей дошкольников. Ключевые слова: дошкольник, родители, занятие, творчество, способности, художественный, техника, рисование, деятельность, пластилинография. Семья является для ребенка естественной воспитывающей средой, которая оказывает влияние на формирование его характера и поведения. С помощью родителей ребенок получает первые уроки в познании мира, общения, всестороннего развития.
Как сказал один из педагогов: «Если мы будем воспитывать нынешних дошкольников так же, как и нас воспитывали вчера, то мы украдем у них завтра, очень важно чтобы в детях сохранялась красота, продолжая формировать культуру, развить эстетическое воспитание в каждом ребенке» [1]. В данное время ребенок впитывает всё то, что его окружает на данное время, всю красоту окружающего мира. В этот период в человеке закладывается самое лучшее и прекрасное, то, что будет составлять фундамент, на котором в дальнейшем будет «возводиться» личность ребенка будущего человека. Особая роль в данном процессе отводится непосредственно законным представителям несовершеннолетних. Именно художественная деятельность и возможность творческого самовыражения в ней, является уникальным средством развития детей дошкольного возраста. Наиболее эффективны для развития дошкольников художественная литература, игра, рисование, музыка, живопись. Последние несколько лет моей работы были посвящены изучению роли родителей в развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством занятий по изобразительной деятельности. На первом году работы мной была выявлена такая проблема, как нежелание детей идти на занятие и неумение родителей его проводить и организовывать. Многие дошкольники не хотели рисовать, или отказывались выполнять задания. Родители при этом пытались уговорить их, выяснить причину отказа. Оказывается, дети боялись рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и такая реакция. Мной была поставлена цель: найти способ, как можно убрать этот детский страх, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, помочь им поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге и другом материале и рекомендовать родителям данный способ в их занятиях с дошкольниками. После анализа передового педагогического опыта и профильной психолого-педагогической литературы, мне удалось найти ответ, на интересовавший меня вопрос. Этим необходимым ответом оказались нетрадиционные техники рисования. Я познакомилась с ними сама и начала активно применять их в своей работе с родителями, с целью дальнейшего совершенствования занятий последних со своими детьми. Ведь рисование нетрадиционными способами увлекательная и в то же время несложная деятельность, которая способна удивить и восхитить как взрослого, так и дошкольника. Опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам рисования. Рассмотрим и проанализируем основной из них, который в ходе моей практической деятельности оказался наиболее доступным для применения родителями и эффективным для развития художественно-творческих способностей дошкольников. Пластилинография. Пластилинография – это вид декоративно прикладного искусства. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, и «пластилин» – подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел [2]. Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму. Пластилинография представляет для развития художественно- творческих способностей дошкольника неиссякаемые возможности. Поскольку работа с пластилином позволяет работать как с формой, так и цветом. Работая с пластилином, развивается мелкая моторика, а это активизирует, в свою очередь, мышление, влияет на улучшение творческих способностей. В технике пластилинографии возможно создавать прекрасные лепные картины, эти картины могут отображать сюжеты известных произведений, например, сказок, рассказов, мультфильмов, что так же будет способствовать обогащению художественного восприятия дошкольников. Но данные картины могут отображать и оригинальные сюжеты, связанные непосредственно с каждым конкретным ребёнком (как я провел выходные, семейный праздник и т.д.), выполнение картин в технике пластилинографии на свободную тему развивается креативность ребёнка, активно стимулируется развитие творческих способностей. В дошкольном возрасте интересным и увлекательным занятие является рисование пластилином с использованием природных и натуральных материалов, здесь можно использовать природный материал по сезону (палочки, веточки, осенние листья, сухоцветы и т.д.). Подводя итог, хочется сказать, что мы рассмотрели технику нетрадиционного рисования, которая в наибольшей степени подходит для использования на занятиях родителями дошкольников с целью развития художественно-творческих способностей последних. На мой взгляд пластилинография имеет свою стилистику, эстетику, она проста и безопасна в использовании, что является немаловажным при работе с дошкольниками. Но самым важным и приоритетным аспектом использования нетрадиционных техник рисования является развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Самым главным результатом, на мой взгляд, использования вышеуказанной нетрадиционной техники рисования является тот факт, что теперь родители могут самостоятельно проводить интересные, творческие занятия со своими детьми, которые будут способствовать их творческой реализации и развитию. Список литературы
|