Консультация для воспитателей «Педагогическое значение лепки в детском саду» |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Демкова Ольга Васильевна | |||
27.08.2020 20:56 | |||
Консультация для воспитателей «Педагогическое значение лепки в детском саду» Педагогическое значение лепки в детском саду. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский Лепка в детском саду-вид изобразительной деятельности в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и другое).
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. В системе эстетического воспитания детей лепка, так же, как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи. Предметная – вид лепки, который направлен на воспитание у ребенка умения лепить предметы, передавая особенности формы, пропорцию и динамику. В этом виде лепки изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей, животных, фрукты, овощи, транспорт. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека представителей животного мира, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Декоративная – вид лепки, который направлен на обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек. Дети создают декоративные изделия: сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки, кашпо, вазы, маски и т.д. Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом). Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. Сюжетная – вид лепки, когда от изображения однородных предметов переходят к созданию различных образов, связанных с общим содержанием. В сюжетной лепке дошкольники объединяют вылепленные предметы в одну композицию. В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные признаки. В процессе лепки у дошкольников воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих поделок и поделок товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг к другу. Занятия лепкой способствуют развитию руки ребёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе лепки, развивают руку и глаз ребёнка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как лепка почти всегда связана со статическим положением и определённой позой. Таким образом, занятия лепкой являются важным средством всестороннего развития детей. Подводя итог, можем сказать, что педагогическое значение лепки в детском саду заключается в следующем:
|