Сборник заданий по лепке, направленный на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Болотова Е. Ю. | |||
16.06.2018 20:45 | |||
Сборник заданий по лепке, направленный на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Преподаватель: Болотова Е Ю., преподаватель педагогических дисциплин. Сборник содержит задания по лепке, направленные на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. Данные задания представляют собой систематизированный и обработанный автором материал, который необходимо использовать, учитывая краткие методические рекомендации. Сборник предназначен для студентов специальности «Дошкольное образование», воспитателей дошкольных учреждений и родителей детей.
Дошкольное детство – очень важный период развития ребёнка. В это время происходит формирование личности дошкольника, складывается его характер, начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, а также ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. В ФГОС ДО представлен планируемый результат в виде целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Основы воображения закладываются именно в дошкольном возрасте, который в современной науке, по мнению А.В. Запорожеца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна рассматривается как период «первоначального фактического складывания личности». Поэтому особое значение приобретает не только гуманизация образовательного процесса, но и создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, что в контексте стандартизации дошкольного образования ведет к более полному раскрытию индивидуальности развивающейся личности, ее развития воображения [24, 39]. О.М. Дьяченко утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст – это, прежде всего возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Воображение детей старшего дошкольного возраста в данном исследовании мы понимаем как процесс создания ребенком субъективно значимого нового продукта, придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, придумывание ребенком различных вариантов изготовления конструкций, моделей. «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». Продуктивные виды деятельности –это деятельность, в которой заложен огромный потенциал возможностей для развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Один из них — лепка, привлекающая ребенка, прежде всего тем, что она близка к игровой и настоящей трудовой деятельности. На занятиях по лепке, дети, получая задание на воображение, погружаются в созданную ситуацию, с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Задание всегда содержит в себе некоторое требование: ответить на вопрос, выполнить какое-то действие, доказать или опровергнуть что-то, решить задачу. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. Цель сборника: подбор и систематизация заданий по лепке, направленных на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Сборник заданий по лепке для детей старшего дошкольного возраста, составлен на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Задания в сборнике систематизированы по общей тематике, в данных заданиях заложены основа выбора, как цветового решения, так и в формах ее реализации. Данные задания относятся к типу «по замыслу» — дети самостоятельно, основываясь на своих знаниях и умениях, продумывают композицию, определяют последовательность работы, ищут приёмы выполнения. Задания по замыслу значимы, они являются ориентиром того, насколько ребенок усвоил знания и умения на проведенных занятиях в дошкольном учреждении. Основная цель подобранных заданий — развитие самостоятельности, воображения, инициативы и творческих способностей детей. Проведение их даёт возможность проявить интересы детей, степень развития их творческих замыслов, овладение изобразительными умениями и навыками. Все задания по лепке направлены только на самостоятельное выполнение. Описание выполнения задания в сборнике является лишь примерным описанием, педагог может внести свои изменения в предоставлении необходимых материалах детям, оборудовании, наглядных пособий. Проведению занятий по лепке предшествуют познавательно- исследовательская деятельность и проведение наблюдения по теме. В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка. Вторая часть занятия – непосредственная работа над заданием. Целесообразно использовать сюрпризный момент на занятии. Это стимулирует работу ребёнка и повышает интерес к занятиям по лепке. Анализ работ – один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Как правило, после каждого занятия организуется выставка работ. Это стимулирует детей к дальнейшей активной работе на занятиях лепкой. В работе с детьми используются загадки, пословицы и поговорки, что обогащает словарный запас детей. Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке. Кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечить планомерное усвоение знаний. Исходить из постепенного усложнения заданий. Не скупиться на похвалу, поощрять самостоятельность и инициативу.
|