«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности» |
Конспекты планов в детском саду | |||
Автор: Лосева Валентина Васильевна | |||
11.05.2015 16:21 | |||
«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности» Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория», которая в свою очередь состоит из трех «мини-лабораторий»: «Мир воды»; «Мир воздуха»; «Мир и человек». Опыты и эксперименты проводим в «Детской лаборатории», а в хорошую погоду – на улице. Экспериментирование в лаборатории связываем, по возможности, с наблюдением на прогулке или с экскурсией. Для проведения опытов и экспериментов на территории детского сада, участка группы, организована специальная переносная лаборатория. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Практическая, исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Практика показала, что дети, педагоги и родители, с удовольствием и с большим интересом участвуют в разного рода, экологических проектах. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских творческих заданий. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок открывается родителям с другой стороны, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в знакомых ситуациях. Мною был разработан экологический проект «Две кудрявые подружки». Перед детьми была выдвинута проблема: «Как можно подружиться с деревьями, узнать как можно больше о их жизни, выяснить в чем они нуждаются?». Эта проблема заинтересовала детей. Вместе с детьми был выбран объект — две березки на участке. Далее к реализации проекта были подключены родители. Они были ознакомлены с проектом. Для них был объявлен конкурс «Придумай имя для объекта». На втором этапе проекта нашей целью был поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Дети наблюдали за березками, зарисовывали свои наблюдения в альбоме наблюдений, пробовали измерить объект линейками, веревочками, создавали схемы-картинки по интересующим вопросам; обследовали территорию вокруг берез; проводили опыты. Результаты опытов также зарисовывались. Для опытов был подготовлен специальный инвентарь, который был оформлен руками детей: снегомер, коробка ощущений, дождемер, маленькие баночки для предметов, ловушки для животных. В ходе реализации проекта, через определенный промежуток времени некоторые вопросы перед детьми ставились повторно, но с усложнением, например: измерение дождя в осеннее время года проводилось с использованием одного дождемера, а весной мы пробовали измерить дождь, используя два разных дождемера (например, с широким горлышком и узким, высокий и низкий и т.д.). В реализации проекта огромную помощь оказывали родители.
Реализация проекта позволила мне решить следующие задачи:
|