Перспективное планирование по развитию речи детей 2-3 лет в процессе ознакомления с природой
Пояснительная записка
Дети, поступающие в дом ребенка, как правило, очень сильно отстают в речевом развитии. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание именно этому направлению по развитию воспитанников.
Задачи по речевому развитию малышей мы решаем на специальных занятиях и в повседневной жизни – в совместной с детьми деятельности, целенаправленно управляемой воспитателем. При ознакомлении с природой дети усваивают природоведческий словарь, названия явлений неживой природы, растений, животных.
Скачать конспект
В течение месяца можно проводить 2 – 3 занятия. Кроме того, содержание программы осваивается и на музыкальных занятиях, занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности и др., тем самым реализуется требование установления взаимосвязей между различными разделами программы. При этом необходимо помнить, что объем знаний, подлежащих освоению, нарастает постепенно (при повторном проведении занятий на одну и ту же тему).
Перспективное планирование составлено на основе следующих источников:
- 1.Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка, разработана и подготовлена МЗ СССР, согласована с управлением дошкольного воспитания МП СССР, 1987г.
- 2.ПРОГРАММА воспитания и обучения в детском саду.
Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С, Комаровой.
Москва. Мозаика – Синтез 2005.
- 3.Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.
Издательство «Мозаика – Синтез» Москва 2006.
«Айрис – Дидактика» Москва 2007.
- 4.Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж. 2008.
- 5.Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Москва. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2006
- 6.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
- 7.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Издательство «Учитель» Воронеж 2007.
Месяц
|
1-я неделя
|
2–я неделя
|
3–я неделя
|
4–я неделя
|
|
Сентябрь
|
Знакомство с уголком природы. Наблюдение за рыбкой.
Цель: дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках.
Учить повторять слова и фразы. Формировать интерес к обитателям аквариума.
О.А. Соломенникова с.10
|
Знакомство со свойствами песка.
Цель: обогащать словарный запас, развивать элементарные навыки фразовой речи. Учить определять пригодность песка для игры на ощупь, по цвету, пользоваться формочками, строить первые холмики – домики.
С.Н. Теплюк с. 35
|
Падают листочки.
Цель: познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев, обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; сравнить листья по величине: большой, маленький, развивать познавательный интерес.
Н.А Карпухина с.13
|
Целевая прогулка к осеннему дереву
Цель: дать детям элементарные представления
об осенних изменениях в природе; формировать умение выделять ствол, ветки и листья деревьев; обогащать словарный запас, развивать элементарные навыки фразовой речи;
О.А. Соломенникова с.8
|
|
Октябрь
|
Наблюдение за котенком
Цель:
дать детям представления о домашних животных и их детенышах. Развивать умение подражать,
О.А. Соломенникова с.14
|
Путешествие по территории участка.
Цель: учить слышать и понимать предложения воспитателя. Приучать участвовать в коллективном мероприятии.
В.В. Гербова.с.26
|
Курочка
Цель: формировать у детей определенный темп и ритм речи.
Н.А. Карпухина с.80
|
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать фразовую речь; закреплять знания детей в назывании фруктов, узнавать их на картинках.
Н.А. Карпухина с. 19
|
|
1-я неделя
|
2–я неделя
|
3–я неделя
|
4–я неделя
|
|
Ноябрь
|
Дидактическая игра «Кого не стало»?
Цель: развивать активную речь, учить детей различать взрослых животных и их детенышей, развивать внимание, наблюдательность.
Т.М. Бондаренко с.109
|
«Морковка от зайчика».
Цель: развивать фразовую речь, расширять представления детей об овощах, формировать доброжелательное отношение к окружающим.
О.А. Соломенникова с.7.
|
Наблюдение за птичкой
(у кормушки).
Цель: развивать активную речь, дать детям элементарные представления о кормушках для птиц, формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
О.А. Соломенникова с.11
|
Знакомство со снегом
Цель: развивать активную речь, знакомить с разнообразными явлениями неживой природы, познакомить детей со свойствами снега
(холодный, в ладошке тает, можно лепить)
С.Н. Теплюк с. 35
|
|
Декабрь
|
Рассматривание картины «Птицы».
Чтение рассказа К.Ушинского «Гуси»
Цель: развивать умение подражать, познакомить с домашними птицами,
воспитывать любовь к животным.
Т.М. Бондаренко с.130
|
«Собачка»
Цель: развивать голосовой аппарат, закреплять в речи детей определенный темп и ритм.
Н.А. Карпухина с.81
|
Повторение сказки «Репка». Д/упражнение
«Кто что ест»
Цель: учить произносить небольшие фразы, уточнить представления детей о том, что едят животные.
В.В. Гербова с.33
|
«Знакомство со свеклой и картофелем»
Цель: обогащать словарь детей, учить малышей различать овощи – свеклу и картофель, учить различать форму, цвет, вкус.
Т.М. Бондаренко с. 162
|
|
Месяц
|
1-я неделя
|
2–я неделя
|
3–я неделя
|
4–я неделя
|
|
Январь
|
Рассматривание елочки, украшенной игрушками.
Цель: развивать активную речь, побуждать детей выделять елочку среди деревьев, называть ее общеупотребительным словом, различать елочные украшения по внешнему виду.
Н.А. Карпухина с. 44
|
Целевая прогулка по участку: «Снеговичок и елочка».
Цель: развивать активную речь, расширять представления детей о деревьях, показать свойства снега, формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.
О.А. Соломенникова с.13
|
Игра «Кто что ест».
Цель: продолжать уточнять представления детей о пище животных, активизировать в речи детей глаголы «лакать», «есть», «грызть».
Т.М. Бондаренко с. 166
|
Чтение стихотворения
А. Барто «Кто как кричит»
Цель: познакомить детей со стихотворением-загадкой, совершенствовать речевой слух, речевое дыхание.
В.В. Гербова с.43
|
|
|
|
|
|
|
|
Февраль
|
Дидактическая игра «Знакомство с фруктами»
Цель: обогащать словарь, учить различать яблоко и другие фрукты,
развивать различные ощущения – зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные.
Т.М. Бондаренко с. 155
|
Рассматривание зимнего дерева на прогулке.
Цель: развивать активную речь, расширять представления о деревьях, показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период.
С.Н. Теплюк с. 25
|
«Зайка, мишка и лиса».
Цель: побуждать детей понимать простые словесные инструкции, обогащать словарь, воспитывать дружеские отношения.
Н.А. Карпухина с.91
|
Наблюдение за птицами.
Цель: развивать активную речь, формировать у детей желание заботиться о живых существах, охранять их.
Отметить особенности внешнего вида птиц.
С.Н. Теплюк с. 30
|
|
|
|
|
|
|
|
Месяц
|
1-я неделя
|
2–я неделя
|
3–я неделя
|
4–я неделя
|
|
Март
|
Рассматривание котенка
Цель: развивать активную речь, продолжать учить детей выделять и называть внешние особенности котенка (ушки, пушистая шерстка, прыгает, мяукает), воспитывать проявление добрых чувств;
Теплюк С.Н. с. 26
|
Села птичка на окошко».
Цель: формировать слуховое восприятие художественного текста, развивать чувство ритма.
Н.А. Карпухина с.103
|
«Оденем Катю на прогулку»
Цель: обогащать словарь, формировать у детей понятие о времени года (пришла весна, греет солнышко, дети сняли валенки и шарф, бегут ручьи), развивать зрительное восприятие, воспитывать наблюдательность.
Н.А. Карпухина с. 63
|
Наблюдение за первыми ручейками.
Цель: развивать активную речь, учить детей соединять ручьи, прокапывать канавки, поворачивать их русла, слушать журчание ручья.
С.Н. Теплюк с. 35
|
|
Апрель
|
Рассматривание первоцветов
Цель: развивать активную речь, учить детей наблюдать за распускающимся бутоном – домиком цветка, учить отмечать цвет, называть цветок правильно.
С.Н. Теплюк с. 14
|
«Вот пришла весна»
Цель: обогащать активный словарный запас по теме, учить вслушиваться в рифмованный текст и повторять его.
Учить координировать речь с движениями.
Л.Н.Смирнова с.85
|
Рассматривание цыплят «Желтые, пушистые»
Цель: дать детям представление о цыпленке, желтый, пушистый, бегает, клюет зернышки, пищит, развивать звукоподражание.
Н.А. Карпухина с. 73
|
Рассматривание бабочки
Цель: развивать активную речь, учить детей выделять и называть отличительные особенности насекомого (бабочки); воспитывать бережное отношение к природе.
Теплюк С.Н. с.31
|
|
Месяц
|
1-я неделя
|
2–я неделя
|
3–я неделя
|
4–я неделя
|
|
Май
|
«Кукла Маша идет гулять»
Цель: развивать навыки связной речи, расширять знания детей о весне и ее признаках, учить детей сопровождать игру речью.
Л.Н. Смирнова с.86
|
Наблюдение за одуванчиками.
Цель: развивать активную речь, учить выделять характерные особенности одуванчика, развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
О.А. Соломенникова с.20
|
Игры с водой и песком
Цель: развивать активную речь, продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка, отметить свойства воды, развивать творчество.
С.Н. Теплюк с. 13
|
Наблюдение за щенком
Цель: развивать активную речь, учить отмечать и называть характерные особенности поведения и внешнего вида щенка
( есть туловище, лапки, голова, хвостик, бегает, лает, грызет)
Теплюк С.Н. с.12
|
|
|