Целевая аудитория: субъекты педагогического процесса - начинающие воспитатели, дети дошкольного возраста. Введение Педагогический процесс в современном дошкольном образовательном учреждении - это процесс, ориентированный на идеи субъектности, диалогичности, гуманности и гуманитарности, принципы здоровьесбережения, культуро-, природо-, социобразности и сопровождения ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. (О.С. Газман, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Н.Н. Михайлова, С.Ф. Юсфин и др.). Успешность реализации обозначенных идей зависит от готовности педагога к качественному выбору из существующего многообразия содержания и способов организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса и моделей построения развивающей среды в детском саду (Новицкая В.А.). В настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки педагогов дошкольного учреждения к введению новых ФГОС дошкольного образования.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования. Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты: · с трудом применяют полученные теоретические знания на практике; · имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми; · неадекватно оценивают свои возможности; · имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста. Для эффективного решения педагогических задач необходимо, чтобы педагог знал особенности своих воспитанников, эффективные способы взаимодействия с ними. Поэтому особое внимание в начале подготовки воспитателей к организации совместной деятельности с детьми важно уделять развитию у педагогов умений и навыков ставить конструктивные цели, находить и отбирать эффективные способы решения педагогических проблем. Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные методы работы с воспитателями, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в области воспитания и развития детей. Семинары-тренинги – формы подготовки педагогов, в которые задействуются все субъекты педагогического процесса, что является более продуктивным решением педагогических проблем. Содержание семинаров-тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций. Одним из наиболее новых, содержательных и активных форм работы с педагогами в сфере повышения квалификации, является портфолио — это результат деятельности педагога. Как показали исследования кафедры постдипломного образования РГПУ им. А.И. Герцена по программе «Портфолио в профессиональной деятельности педагога» у педагогов, работающих с портфолио повышалась самооценка, более выраженными становились такие компоненты профессиональной деятельности, как обработка, структурирование информации, формировались навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации (Жебровская О.О.). Мало используется в педагогической практике такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов. Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей). Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова). Вслед за Е.А. Цыбиной и Н.М. Зыряновой мы считаем, что коучинг педагогов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей. Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея может использоваться в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, заместителя директора по УВР приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д. Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Отличие коучинга от наставничества в том, что он представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. Его ключевой элемент - осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности. Коучинг педагогов – это процесс повышения их профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата. Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности - позволяет развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами; - оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности; - позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности; - помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми. Мы понимаем под коучингом форму подготовки педагогов и способ создания условий повышения их результативности в педагогической деятельности, содействие их самообразованию, саморазвитию. Каждый специалист применяет в своей педагогической деятельности коучинг. Под руководством старшего воспитателя инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель посредством тренингов с участием детей и педагогов, очных и заочных консультаций с воспитателями, мастер-классов, семинаров создают условия для мотивации педагогов к самостоятельной постановке цели, привлечению коллег к поиску способов и решения педагогических проблем, саморазвитию, самообразованию. Общую основу коучинга можно описать несколькими словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания. Коучинг проходит ряд этапов: 1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами; 2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели; 3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации); 4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату; 5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы; 6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий; 7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку. Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания. Цель – создание условий для повышения мотивации воспитателей к эффективному взаимодействию с субъектами педагогического процесса (дети, коллеги и родители) посредством инновационной формы подготовки педагогов (коучинг). Задачи: 1. Организация методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении с позиций коуч-педагога. 2. Объединение в творческие группы для прохождения конкурсов. 3. Оказание методической помощи в организации досуговой деятельности дошкольников, совместной деятельности педагога с детьми и с родителями. 4. Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы. 5. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с детьми дошкольного возраста. 6. Обогащение практических навыков профессиональной деятельности. 7. Самостоятельный выбор направлений деятельности и способы организации выбранной деятельности. 8. Повысить мобильность педагогов в творческой деятельности. Объект: мотивация педагогической деятельности педагогов дошкольного образования. Предмет: педагогические условия развития мотивации педагогической деятельности педагогов дошкольного образования. Гипотеза педагогической идеи: В условиях современного дошкольного образовательного учреждения традиционные способы организации методической деятельности не в полной мере ориентированы на помощь воспитателю в решении возникающих актуальных профессиональных задач, что препятствует эффективной реализации педагогического процесса. Коучинг как форма подготовки начинающего воспитателя в дошкольном образовательном учреждении наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет эффективно решать приоритетные задачи детского сада. Прогнозируемый результат: · Дошкольники с удовольствием включаются в совместную деятельность с педагогом (открытые мероприятия, досуг). · У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к сверстникам и взрослым. · Создание условий для эффективного взаимодействия педагогов и детей в условиях прогимназии (организация совместной деятельности педагога с детьми – досуговая деятельность). · Повышение мотивации воспитателей к эффективному и продуктивному взаимодействию с коллегами, детьми и родителями. · Повышение самостоятельности в самообразовании и саморазвитии педагогов. · Распространение педагогического опыта педагогов среди начинающих воспитателей, вовлечённых в разработку педагогической идеи. · Повышение уровня активности начинающих воспитателей в жизни ребенка и прогимназии. · Презентация педагогической идеи в форме праздника-тренинга. · Публикация опыта работы на сайте ГБОУ прогимназия № 677 и других интернет-порталах. Продукт педагогической идеи. Продукт представляет собой текст-описание некоторых форм работы с педагогами и детьми в условиях прогимназии, обеспечивающих создание единого образовательного пространства. Презентация педагогической идеи: фотоотчет по мероприятиям, проведенным в течение года, публикация статьи в журнале ИМЦ по проблеме, электронная библиотека методической литературы. Возможные сложности при реализации педагогической идеи: 1) Слабая мотивация педагогов к инновациям, что ведет к сложности подготовки педагогов к внедрению ФГОС дошкольного образования. Пути преодоления: мотивация необходимости помощи воспитателям в подготовке и организации мероприятий с детьми и родителями. 2) Отсутствие источников информации для подбора необходимого материала по теме педагогической идеи. Пути преодоления: подборка книг и сайтов с необходимой информацией, обеспечение возможности для педагогов пользоваться компьютерами для поиска информации в Сети. 3) Отсутствие некоторых материальных условий для реализации предложенного опыта работы: нет свободного помещения, нет методической библиотеки, оборудования. Пути преодоления: создание электронной библиотеки, изыскание ресурсов. Необходимое оборудование: видеопроектор, спортивный инвентарь, костюмы и атрибуты для мероприятия (праздник-тренинг), аудиоматериалы для мероприятий, музыкальный центр, фортепиано. Глоссарий: Образовательное пространство – «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида и его социализации. Коучинг (англ. Coaching) – это способ создания условий повышения результативности педагогической деятельности, содействие самообразованию, саморазвитию воспитателей, с помощью консультирования (очного/заочного), тренингов, бесед, семинаров. Семинар – (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма групповых встреч, кружок для какой-нибудь специальной подготовки, для повышения квалификации педагогов. Коуч в этом случае является координатором обсуждений темы семинара. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — системный метод совершенствования посредством вопросов и руководства с целью постепенного улучшения результативности деятельности до заданного уровня (П. Берч). Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Тренинг выступает как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. Игротренинг – это форма обучения, организованная по определенным правилам, сочетающая игру и упражнение, где дети в процессе игр и общения уточняют и расширяют представления, овладевают умениями самовыражения, самообучения. Праздник-тренинг – форма организации работы с детьми в ОУ, одновременно позволяющая решать задачи развития ребенка и его социокультурной интеграции. Список литературы: 1) Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей. Автореферат дисс.к.п.н. 13.00.01. Калининград, 2005 2) Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Автореферат дисс. к.п.н. 13.00.07. Санкт-Петербург, 2007 3) Свободная энциклопедия «Википедия». 4) Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2001 5) Пискун О.Ю. Сопровождение деятельности начинающего воспитателя. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1, 2011 6) Берч П. Тренинг. СПб.: Нева, М.: ОЛМА-пресс Инвест, 2003 7) Гусакова М. П. Психологический и нейропсихологический факторы индивидуализации образования дошкольников в программе «Коучинг Детства» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». www.psyedu.ru . 2009, № 3 8) Макс Ландсберг. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006 9) Огнев А. Организационное консультирование в стиле коучинг . 2003
|