Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая идея "Коучинг для начинающих педагогов"
Педагогика
Автор: Оксана Воронина   
16.02.2014 19:11

Педагогическая идея Коучинг для начинающих педагоговЦелевая аудитория: субъекты педагогического процесса - начинающие воспитатели, дети дошкольного возраста.
Введение
Педагогический процесс в современном дошкольном образовательном учреждении - это процесс, ориентированный на идеи субъектности, диалогичности, гуманности и гуманитарности, принципы здоровьесбережения, культуро-, природо-, социобразности и сопровождения ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. (О.С. Газман, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Н.Н. Михайлова, С.Ф. Юсфин и др.). Успешность реализации обозначенных идей зависит от готовности педагога к качественному выбору из существующего многообразия содержания и способов организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса и моделей построения развивающей среды в детском саду (Новицкая В.А.).
В настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки педагогов дошкольного учреждения к введению новых ФГОС дошкольного образования.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.
Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:
·     с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
·     имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
·     неадекватно оценивают свои возможности;
·     имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
Для эффективного решения педагогических задач необходимо, чтобы педагог знал особенности своих воспитанников, эффективные способы взаимодействия с ними. Поэтому особое внимание в начале подготовки воспитателей к организации совместной деятельности с детьми важно уделять развитию у педагогов умений и навыков ставить конструктивные цели, находить и отбирать эффективные способы решения педагогических проблем.
Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные методы работы с воспитателями, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в области воспитания и развития детей.
Семинары-тренинги – формы подготовки педагогов, в которые задействуются все субъекты педагогического процесса, что является более продуктивным решением педагогических проблем.
Содержание семинаров-тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.
Одним из наиболее новых, содержательных и активных форм работы с педагогами в сфере повышения квалификации, является портфолио — это результат деятельности педагога.
Как показали исследования кафедры постдипломного образования РГПУ им. А.И. Герцена по программе «Портфолио в профессиональной деятельности педагога» у педагогов, работающих с портфолио повышалась самооценка, более выраженными становились такие компоненты профессиональной деятельности, как обработка, структурирование информации, формировались навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации (Жебровская О.О.).
Мало используется в педагогической практике такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов.
Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).
Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова).
Вслед за Е.А. Цыбиной и Н.М. Зыряновой мы считаем, что коучинг педагогов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей.
Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея может использоваться в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, заместителя директора по УВР приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д.
Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Отличие коучинга от наставничества в том, что он представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. Его ключевой элемент - осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.
Коучинг педагогов – это процесс повышения их профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.
Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности
- позволяет развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;
- оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;
- позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;
- помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.
Мы понимаем под коучингом форму подготовки педагогов и способ создания условий повышения их результативности в педагогической деятельности, содействие их самообразованию, саморазвитию.
Каждый специалист применяет в своей педагогической деятельности коучинг. Под руководством старшего воспитателя инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель посредством тренингов с участием детей и педагогов, очных и заочных консультаций с воспитателями, мастер-классов, семинаров создают условия для мотивации педагогов к самостоятельной постановке цели, привлечению коллег к поиску способов и решения педагогических проблем, саморазвитию, самообразованию.
Общую основу коучинга можно описать несколькими словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Коучинг проходит ряд этапов:
1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами;
2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.
Цель – создание условий для повышения мотивации воспитателей к эффективному взаимодействию с субъектами педагогического процесса (дети, коллеги и родители) посредством инновационной формы подготовки педагогов (коучинг).
Задачи:
1.  Организация методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении с позиций коуч-педагога.
2.  Объединение в творческие группы для прохождения конкурсов.
3.  Оказание методической помощи в организации досуговой деятельности дошкольников, совместной деятельности педагога с детьми и с родителями.
4.  Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
5.  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
6.  Обогащение практических навыков профессиональной деятельности.
7.  Самостоятельный выбор направлений деятельности и способы организации выбранной деятельности.
8.  Повысить мобильность педагогов в творческой деятельности.
Объект: мотивация педагогической деятельности педагогов дошкольного образования.
Предмет: педагогические условия развития мотивации педагогической деятельности педагогов дошкольного образования.
Гипотеза педагогической идеи:
В условиях современного дошкольного образовательного учреждения традиционные способы организации методической деятельности не в полной мере ориентированы на помощь воспитателю в решении возникающих актуальных профессиональных задач, что препятствует эффективной реализации педагогического процесса. Коучинг как форма подготовки начинающего воспитателя в дошкольном образовательном учреждении наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет эффективно решать приоритетные задачи детского сада.
Прогнозируемый результат:
·     Дошкольники с удовольствием включаются в совместную деятельность с педагогом (открытые мероприятия, досуг).
·     У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к сверстникам и взрослым.
·     Создание условий для эффективного взаимодействия педагогов и детей в условиях прогимназии (организация совместной деятельности педагога с детьми – досуговая деятельность).
·     Повышение мотивации воспитателей к эффективному и продуктивному взаимодействию с коллегами, детьми и родителями.
·     Повышение самостоятельности в самообразовании и саморазвитии педагогов.
·     Распространение педагогического опыта педагогов среди начинающих воспитателей, вовлечённых в разработку педагогической идеи.
·     Повышение уровня активности начинающих воспитателей в жизни ребенка и прогимназии.
·     Презентация педагогической идеи в форме праздника-тренинга.
·     Публикация опыта работы на сайте ГБОУ прогимназия № 677 и других интернет-порталах.
Продукт педагогической идеи.
Продукт представляет собой текст-описание некоторых форм работы с педагогами и детьми в условиях прогимназии, обеспечивающих создание единого образовательного пространства.
Презентация педагогической идеи: фотоотчет по мероприятиям, проведенным в течение года, публикация статьи в журнале ИМЦ по проблеме, электронная библиотека методической литературы.
Возможные сложности при реализации педагогической идеи:
1)      Слабая мотивация педагогов к инновациям, что ведет к сложности подготовки педагогов к внедрению ФГОС дошкольного образования. Пути преодоления: мотивация необходимости помощи воспитателям в подготовке и организации мероприятий с детьми и родителями.
2)      Отсутствие источников информации для подбора необходимого материала по теме педагогической идеи. Пути преодоления: подборка книг и сайтов с необходимой информацией, обеспечение возможности для педагогов пользоваться компьютерами для поиска информации в Сети.
3)      Отсутствие некоторых материальных условий для реализации предложенного опыта работы: нет свободного помещения, нет методической библиотеки, оборудования. Пути преодоления: создание электронной библиотеки, изыскание ресурсов.
Необходимое оборудование: видеопроектор, спортивный инвентарь, костюмы и атрибуты для мероприятия (праздник-тренинг), аудиоматериалы для мероприятий, музыкальный центр, фортепиано.
Глоссарий:
Образовательное пространство – «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида и его социализации.
Коучинг (англ. Coaching) – это способ создания условий повышения результативности педагогической деятельности, содействие самообразованию, саморазвитию воспитателей, с помощью консультирования (очного/заочного), тренингов, бесед, семинаров.
Семинар – (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма групповых встреч, кружок для какой-нибудь специальной подготовки, для повышения квалификации педагогов. Коуч в этом случае является координатором обсуждений темы семинара. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — системный метод совершенствования посредством вопросов и руководства с целью постепенного улучшения результативности деятельности до заданного уровня (П. Берч). Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Тренинг выступает как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Игротренинг – это форма обучения, организованная по определенным правилам, сочетающая игру и упражнение, где дети в процессе игр и общения уточняют и расширяют представления, овладевают умениями самовыражения, самообучения.
Праздник-тренинг – форма организации работы с детьми в ОУ, одновременно позволяющая решать задачи развития ребенка и его социокультурной интеграции.
Список литературы:
1)      Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей. Автореферат дисс.к.п.н. 13.00.01. Калининград, 2005
2)      Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Автореферат дисс. к.п.н. 13.00.07. Санкт-Петербург, 2007
3)      Свободная энциклопедия «Википедия».
4)      Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2001
5)      Пискун О.Ю. Сопровождение деятельности начинающего воспитателя. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1, 2011
6)      Берч П. Тренинг. СПб.: Нева, М.: ОЛМА-пресс Инвест, 2003
7)      Гусакова М. П. Психологический и нейропсихологический факторы индивидуализации образования дошкольников в программе «Коучинг Детства» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». www.psyedu.ru . 2009, № 3
8)      Макс Ландсберг. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006
9)      Огнев А. Организационное консультирование в стиле коучинг . 2003

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год