Мазурик М.И. Арзамасский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Введение в дошкольное образование федеральных государственных требований повлекло за собой не только переработку содержания образовательных программ, но и необходимость подготовки педагогов к реализации этого нового содержания. Принципы построения программ, общие подходы к проектированию образовательного процесса, смена приоритетов в организации образовательной деятельности вывели на первый план проблему повышения профессиональной компетентности педагогов и разработку инновационных способов осуществления данного процесса. Современные требования обусловливают использование в управлении ДОУ новых методов формирования готовности педагогов к инновационной деятельности на основе метода проектирования. Разработанная в современной педагогике теория проектирования (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.О. Яковлева, Ю.К. Чернова, В.З. Юсупов и др.) стала основой изучения проблемы проектирования воспитательной деятельности в системе дошкольного образования, использования потенциала социально-педагогического проектирования для обеспечения успешной социализации детей.
Н.О. Яковлева, говоря о проектировании в педагогической деятельности, подчеркивает, что «исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование» [4,c.3-5]. Термин «проектирование» происходит от лат. «projects» (брошенный вперед); означает процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – это составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Оно предполагает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления действительности, учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат, при получении которого необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы, деятельность, осуществляемая в условиях образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Социально-педагогическое проектирование – это средство решения проблем повышения качества образования и развития инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя дошкольного учреждения, методологической и методической подготовки педагога и педагога-методиста к обучению и воспитанию дошкольника, а также развитию разнообразных форм взаимодействия детского сада и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве [3,c.45]. Социально-педагогические проекты предполагают наличие у руководителей дошкольного учреждения, методических центров и объединений, воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов способности к аналитико-прогностической деятельности, проектированию образовательных и социально-образовательных пространств в окружающем детей социуме, к координации совместной деятельности социума и дошкольного учреждения по развитию детей и кооперированию со специалистами-профессионалами города, района, села, с общественностью. Социально-педагогические проекты создаются как по инициативе дошкольного учреждения, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. Для этого необходим анализ внутренних ресурсов дошкольного учреждения (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсов социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания. В этом случае социально-педагогические проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития дошкольного учреждения через проблематизацию ключевых затруднений, технологическую реализацию выбранного проекта. Это требует иного качества образования и воспитания дошкольников, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», и более высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога, ориентированных прежде всего на развитие личности воспитанника. Для разработки и реализации социально-педагогических проектов в дошкольном учреждении необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности и освоению метода проекта в образовательном процессе. С этой целью возможно создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, антропологических центров, методических служб, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах. Управление процессом овладения методом проекта позволяет развить следующие проектные способности всех субъектов образования: - ребенку – способность самоопределения к познавательной, трудовой, социальной деятельности; умение анализировать события и принимать адекватные решения в проблемных ситуациях; самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; - воспитателю – освоить метод проекта при проектировании содержания и методики образования; моделировать и конструировать содержание образования при помощи учебного материала и реальных социальных ситуаций, способность к диалогу в учебном процессе и социальном взаимодействии; - представителям социального окружения – освоить метод позитивно-ориентированной работы с детьми через проектирование социальных проектов; улучшить качество жизни местного сообщества, участвуя в построении социально-образовательного пространства. Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике, обусловлены наличием совокупности следующих характерных черт: направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем; осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне детского сада, школы, микрорайона, города); предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации; проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде; осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта. Таким образом, отметим, что в настоящий момент мы находимся на этапе постановки проблемы проектировочной деятельности на самой начальной ступени системы образования – дошкольной. На этой ступени мы можем управлять и развивать качества личности, готовить дошкольника к взрослой жизни, придавать направленность процессу развития компетентности воспитанника ДОУ. Перспективы дальнейших разработок связаны с изучением различных подходов к социально-педагогическому проектированию в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающем успешную социальную адаптацию и интеграцию ребенка дошкольного возраста в социум. Литература: 1.Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. – Б.: Изд-во БГПУ, 1999.-68с. 2.Гутников А.Б., Пронкин В.Н. Живое право: Методические материалы для преподавателей к тому 1:Учеб.-метод. Пособие / А.Б.Гутников, В.Н.Пронкин. – СПб. 2004. – 182с. 3.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – 18с. 4.Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6, 2002. – 8с.
|