Те, кто работает в сфере дошкольного образования, уже почувствовали изменения, направленные на улучшение его качества. Но насколько повысится качество дошкольного образования, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Опыт работы в детском саду показывает, чем раньше педагог наладит сотрудничество с семьями воспитанников, тем эффективнее будет его работа. Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание.
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. Если говорить о России, то изменение государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании» 1990 года) повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. 01.09.2013 вступил в силу новый закон «Об образовании», постепенно детский сад должен стать первой обязательной ступенью образовательного процесса. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт. В дошкольном стандарте главная роль отводится развитию личности ребёнка. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. Одним из условий успешного личностного развития ребёнка является тот факт, насколько хорошо воспитатели наладят взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка и организуют вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Хотим поделиться с вами наиболее интересными и результативными формами работы с родителями (все они постоянно используются нами). Акция. Цель: привлечение внимания родителей к определённой проблеме. Примеры: «Помощь приюту животных» (сбор средств, необходимых для приюта); «Юный читатель» (воспитание любви к художественной литературе, пополнение книжного фонда группы); «Птичья гостиная» (привлечение родителей к изготовлению оригинальных кормушек для птиц); «Из добрых рук с любовью! Помощь пожилым людям». Выставка предметов совместного творчества. Цель: реализация творческого потенциала детей и родителей в ходе совместной деятельности. Примеры: «Были бы у ёлочки ножки» (выставка ёлочек, сделанных из различных материалов), «Говорит экологическая тропа» (выставка поделок из природного материала). «Ликбез для родителей» (физкультурный практикум). Цель: знакомство родителей с видами двигательной активности (упражнения, подвижные игры), характерными для того или иного возраста. Портфолио группы (ведётся на протяжении работы группы от яслей до подготовишек). Цель: сплочение родительского коллектива через знакомство с индивидуальными особенностями каждой семьи (в портфолио помещаются рассказы родителей о семье, о ребёнке, о семейных традициях); информирование всех участников образовательного процесса о событиях, происходящих в группе, достижениях… Совместный выезд (участвуют все члены семьи). Цель: сплочение родительского, детского коллективов и педагогов группы. Примеры: «Совместный поход на дюны, посвящённый Дню Защиты Детей»; «Совместный выход в музей кукол». Родительское собрание «Разговор за чашкой чая» (предполагает использование мультимедийных технологий, показ видеозарисовок из жизни детей в детском саду). Цель: информирование родителей о событиях, происходящих в группе; создание благоприятного эмоционального климата в группе. День добрых дел. Цель: Привлечение родителей к подготовке и проведению утренников; к обновлению предметно-развивающей среды (пошив костюмов, изготовление наглядных пособий); совместные постройки снежных фигур на участке группы; подготовка участка к летнему сезону (посадка растений, оборудование детской площадки). Проекты. Цель: привлечение родителей к решению ряда задач, поставленных в ходе реализации проекта. Пример: «Моя родина – корабельная сторона», «Моя Родина - Россия» (родители привлекались к пошиву костюмов, сочинению стихов, проведению акций). Совместные занятия (могут быть как запланированными, так и спонтанными). Цель: привлечь родителей к совместному творчеству и познакомить и познакомить с различными видами деятельности, которые могут быть использованы для развития ребёнка. Пример: при ведении занятий во второй половине дня приглашать пришедших раньше родителей для участия в занятии (спонтанное); мастер-класс для детей и родителей «Интерьерные украшения к новому году» (запланированное). Самиздат для родителей (выпуск плакатов, буклетов, информационных листков, настенных и печатных газет на определённую тематику). Цель: предоставление родителям информации на определённую тему. Пример: к периоду отпусков выпуск буклета для родителей «Во что играть с ребёнком на отдыхе» (вручался родителям перед уходом в отпуск). Посещение семей воспитанников. Цель: знакомство с семьями и условиями проживания. Совместное оформление стендов и фотовыставок (оформляются, как правило, по итогам какого-либо события). Цель: привлечение родителей к активному участию в жизни группы. Надеемся, что этот небольшой обзор поможет как молодым, так и опытным педагогам в работе. На самом деле форм работы с родителями великое множество, в большинстве своём они уже придуманы и разработаны, но тем интереснее пробовать, искать более интересные и действенные, а потом приходить к чему-то новому. И помните, что чем больше возможностей мы, педагоги, предоставим для проявления родительской активности, тем выше будет коэффициент полезного действия нашего педагогического труда.
|