Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Новый взгляд.
Педагогика
Автор: Алёна Тропина   
16.02.2014 04:13

Формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Новый взгляд.Те, кто работает в сфере дошкольного образования, уже почувствовали изменения, направленные на улучшение его качества. Но насколько повысится качество дошкольного образования, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Опыт работы в детском саду показывает, чем раньше педагог наладит сотрудничество с семьями воспитанников, тем эффективнее будет его работа. Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.
Если говорить о России, то изменение государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании» 1990 года) повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
01.09.2013 вступил в силу новый закон «Об образовании», постепенно детский сад должен стать первой обязательной ступенью образовательного процесса. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт. В дошкольном стандарте главная роль отводится развитию личности ребёнка. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. Одним из условий успешного личностного развития ребёнка является тот факт, насколько хорошо воспитатели наладят взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка и организуют вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Хотим поделиться с вами наиболее интересными и результативными формами работы с родителями (все они постоянно используются нами).
Акция. Цель: привлечение внимания родителей к определённой проблеме. Примеры: «Помощь приюту животных» (сбор средств, необходимых для приюта); «Юный читатель» (воспитание любви к художественной литературе, пополнение книжного фонда группы); «Птичья гостиная» (привлечение родителей к изготовлению оригинальных кормушек для птиц); «Из добрых рук с любовью! Помощь пожилым людям».
Выставка предметов совместного творчества. Цель: реализация творческого потенциала детей и родителей в ходе совместной деятельности. Примеры: «Были бы у ёлочки ножки» (выставка ёлочек, сделанных из различных материалов), «Говорит экологическая тропа» (выставка поделок из природного материала).
«Ликбез для родителей» (физкультурный практикум). Цель: знакомство родителей с видами двигательной активности (упражнения, подвижные игры), характерными для того или иного возраста.
Портфолио группы (ведётся на протяжении работы группы от яслей до подготовишек). Цель: сплочение родительского коллектива через знакомство с индивидуальными особенностями каждой семьи (в портфолио помещаются рассказы родителей о семье, о ребёнке, о семейных традициях); информирование всех участников образовательного процесса о событиях, происходящих в группе, достижениях…
Совместный выезд (участвуют все члены семьи). Цель: сплочение родительского, детского коллективов и педагогов группы. Примеры: «Совместный поход на дюны, посвящённый Дню Защиты Детей»; «Совместный выход в музей кукол».
Родительское собрание «Разговор за чашкой чая» (предполагает использование мультимедийных технологий, показ видеозарисовок из жизни детей в детском саду). Цель: информирование родителей о событиях, происходящих в группе; создание благоприятного эмоционального климата в группе.
День добрых дел. Цель: Привлечение родителей к подготовке и проведению утренников; к обновлению предметно-развивающей среды (пошив костюмов, изготовление наглядных пособий); совместные постройки снежных фигур на участке группы; подготовка участка к летнему сезону (посадка растений, оборудование детской площадки).
Проекты. Цель: привлечение родителей к решению ряда задач, поставленных в ходе реализации проекта. Пример: «Моя родина – корабельная сторона», «Моя Родина - Россия» (родители привлекались к пошиву костюмов, сочинению стихов, проведению акций).
Совместные занятия (могут быть как запланированными, так и спонтанными). Цель: привлечь родителей к совместному творчеству и познакомить и познакомить с различными видами деятельности, которые могут быть использованы для развития ребёнка. Пример: при ведении занятий во второй половине дня приглашать пришедших раньше родителей для участия в занятии (спонтанное); мастер-класс для детей и родителей «Интерьерные украшения к новому году» (запланированное).
Самиздат для родителей (выпуск плакатов, буклетов, информационных листков, настенных и печатных газет на определённую тематику). Цель: предоставление родителям информации на определённую тему. Пример: к периоду отпусков выпуск буклета для родителей «Во что играть с ребёнком на отдыхе» (вручался родителям перед уходом в отпуск).
Посещение семей воспитанников. Цель: знакомство с семьями и условиями проживания.
Совместное оформление стендов и фотовыставок (оформляются, как правило, по итогам какого-либо события). Цель: привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
Надеемся, что этот небольшой обзор поможет как молодым, так и опытным педагогам в работе. На самом деле форм работы с родителями великое множество, в большинстве своём они уже придуманы и разработаны, но тем интереснее пробовать, искать более интересные и действенные, а потом приходить к чему-то новому. И помните, что чем больше возможностей мы, педагоги, предоставим для проявления родительской активности, тем выше будет коэффициент полезного действия нашего педагогического труда.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год