«Игровые технологии как средство ранней профориентации дошкольников». |
Педагогика | |||
Автор: Ташкинова Виктория Иннокентьевна | |||
03.09.2021 23:33 | |||
«Игровые технологии как средство ранней профориентации дошкольников». «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» Антон Семёнович Макаренко. Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, в результате которых человеку проще определиться с выбором профессии.
В какой возрастной период специалист образовательного учреждения должен начинать работу по профориентации? Ведь только в подростковом возрасте остро встаёт проблема «Кем быть?» в момент выбора своей будущей профессии. В современном мире лишь в средней школе на выпускном этапе проводят диагностические мероприятия по выявлению предпочтений и способностей к той или иной профессии. И чаще всего подросток не может определиться какому бы делу он посвятил свою жизнь. Поэтому выбирает себе профессиональное образование либо по желанию родителей, либо исходя из жизненных обстоятельств. И лишь в последние годы педагоги пришли к выводу, что работа по профориентации должна начинаться в дошкольный период. Так как ребёнок в этом возрасте не только может получить первоначальные представления о профессиях, а проиграть, прочувствовать её в сюжетно-ролевой игре, накопить знания через дидактические игры, обрести элементарный опыт в решении проблемных ситуаций. Наш детский сад является участником СПП в работе по ранней профориентации. И главной задачей считает формирование познавательного интереса и эмоционального отношения к профессиональному миру. Цель нашей работы: «Создать условия для внедрения игровых технологий в практику». Так же перед нами стоят задачи:
Мы считаем, что дошкольный возраст является оптимальным, так как у ребёнка есть достаточно времени играть, а у педагога есть возможность направить игру на развитие и обучение. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Следовательно, для достижения наилучших результатов мы, как участники проекта решили использовать игровые технологии, что является одним из создания условий для достижения поставленных задач. Цель игровой технологии — дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Важность игровой технологии заключается в том, чтобы игра являлась не средством развлечения, а средством обучения. Отличительной чертой игровых технологий является объединение игр общим содержанием, в нашем случае – это работа по ранней профориентации. Внедряя данную технологию, мы способствуем развитию у детей представлений о человеке данной профессии, инструментах труда, трудовых действиях, результатах труда, общественной пользе труда и формированию эмоционального отношения к профессиональному миру. Подбор игр осуществлялся к конкретным профессиям, с которыми знакомили детей в рамках тематических недель с учётом возрастных особенностей. Например, в рамках тематической недели «Экологический марафон» в ноябре мы познакомили детей с профессией эколог. Мы столкнулись с проблемой – отсутствие игр по определённым профессиям. Поэтому на первом этапе была подобрана литература, и сделаны подборки игр словесных, дидактических, сюжетно-ролевых. При этом мы использовали интернет ресурсы и создавали игры самостоятельно. Далее сделали картотеку, где указаны игры для знакомства с профессией и ссылки на подборки, где можно прочитать задачи и содержание игры. В начале недели на групповом сборе проводятся словесные игры «Мир профессий», которые направлены на обобщение и закрепление представлений о знакомых профессиях и активизацию словаря по профессии, вводимой в рамках новой тематической недели. Используем игры на развитие лексико-грамматических категорий «Что было бы, если бы?...», «Кем ты будешь и что будешь делать?», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы?». В подгрупповой и индивидуальной работе играем с детьми в дидактические игры лото, домино, пазлы, половинки направленные на отработку терминологии, развития внимания, логического мышления, памяти. Но при знакомстве с некоторыми профессиями были изготовлены свои игры: «Медицинские профессии» — закрепляем профессии окулиста, отолоринголога, стоматолога, педиатора; «Литературное лото» — работаем с профессией библиотекарь, «Животный мир» — актуален при закреплении профессий энтомолога, ихтиолога, зоолога и т.д
Игры «Моя малая Родина», «В мире профессий», «Биржа труда» направлены на выявление и расширение общих представлений о том, где работают взрослые люди, на знание специальности, на соотнесение места, специальности и вида деятельности. Игру «Биржа труда» объединили с лото «5 типов профессий». Правила этой игры следующие: Каждый игрок ставит свою фишку на кружок «Старт». Первый игрок бросает кубик и передвигает фишку по кружкам большого игрового поля в соответствии с выпавшим количеством очков. Двигаться можно в любом направлении. Если фишка встала на кружок, соединённый с изображением профессии, игрок называет профессию и определяет к какому типу она относится (человек-человек, человек-знаковая система, человек-природа, человек- художественный образ, человек-техника) и выкладывает нужную карточку (из лото 5 типов профессий). Если участник игры справился с заданием – получает за это жетон. На малое игровое поле игроки могут переходить с кружков, от которых отходят стрелки, только тогда, когда закроются клетки с профессиями. На малом игровом поле имеются кружки разного цвета: Зелёный – игрок называет профессию типа «человек-человек» Синий – игрок называет профессию типа «человек-природа» Красный – игрок называет профессию типа «человек-техника» Жёлтый – игрок называет профессию типа «человек- художественный образ» Фиолетовый – игрок называет профессию типа «человек-знаковая система» За правильный ответ участник игры получает жетон. Внимание! Повторять названия профессий нельзя. Если фишка встала на серый кружок – игрок пропускает ход. Игрок, набравший наибольшее количество жетонов, — победитель. Так же мы используем интерактивные игры, которые построены по принципу быстрого получение информации. Такие игры как «Микрофон», «Цепочка», «Реклама» и другие проходят устно в дружественной обстановке, укрепляют межличностные отношения. Родители оказали помощь в изготовлении интерактивных книг. В работе с конкретной книгой дети закрепляют знания в нескольких играх. Имеют место игры с использование ТСО «Четвёртый лишний», «Нужные предметы», «Все работы хороши, выбирай на вкус» и т.д., которые актуализируют знания по теме «Профессии» и развивают быстроту мыслительных процессов. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны понравившейся профессии, отношения между людьми, решает проблемные ситуации (например, педиатр затрудняется поставить диагноз или геологи забыли компас). Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствие с собственными замыслами и развития сюжета. При прохождения квестов дети уже используют накопленный багаж знаний, а при организации и разработки новых квестов вносят свои идей и помогают совместно с родителями в изготовлении оборудования к играм. Игровая технология делает процесс обучения максимально увлекательным и эффективным. Игры проходит в разные режимные моменты: во время группового сбора, непосредственно организованной деятельности, на прогулке, в самостоятельной деятельности. Учитывая индивидуализацию педагогического процесса мы ввели «творческие портфолио» на каждого ребёнка. Как только дети знакомятся с новой профессией, они заполняют лист – раскраску с данной профессией, выражая своё эмоциональное отношение, используя условные обозначения и смайлики фиксируют и характеризуют свою деятельность. Данные «творческое портфолио» являются весомым помощником в диагностическом обследовании. В результате спланированной деятельности и выбранных для нашей работы игровых технологий мы способствуем формированию представлений о профессиях разного типа и зарождению интереса и эмоционального отношения к той или иной профессии. Воспитатель МБДОУ № 85 Ташкинова В. И.
|