Чугай Татьяна Ивановна Воспитатель 1К МБДОУ №40 "Золотая рыбка" комбинированного вида г.Старый Оскол Белгородская область
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования. К сожалению, в современном обществе все больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата, обусловленные осложнением родовой деятельностью, наследственными факторами, неправильным внутриутробном развитии ребенка, заболеваниями родителей будущего ребенка, а также плохой экологической обстановкой. Заболевания опорно-двигательного аппарата представляют собой комплекс расстройств центральной нервной системы (ЦНС) и сопровождается нарушением речи, координации движений, задержкой психического развития. Главный недуг – повышение тонуса мышц или вялость, слабость при угнетении ЦНС, спазмы, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению речи и движений. Ребёнок становится гиперактивным, расторможенным или, наоборот, слабым, вялым, пассивным.
Необходимо помочь ребёнку справиться с проблемами в движении и речи насколько это возможно в условиях дошкольного учреждения. Целью коррекционной работы является создание при помощи коррекционных упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. Коррекционные задачи являются специальными: их необходимость объясняется тем, что дети имеют сложные разнообразные дефекты физического и моторного развития. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в дошкольном образовательном учреждении являются: - укрепление и развитие здоровья детей; - развитие индивидуальных возможностей ребёнка через диагностику и систему психолого-педагогических технологий воспитания и обучения; - осуществление комплекса мероприятий, направленных на оздоровление детей, коррекцию и компенсацию двигательных функций; - развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности; - развитие регулирующей функции речи и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения; - подготовка детей к школе, формирование у них основ социализации; - организация безбарьерной среды жизнедеятельности; - организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционная работа осуществляется не только в виде отдельных мероприятий, она пронизывает весь процесс физического и всестороннего воспитания, проводится с учетом индивидуальных особенностей детей и уровнем нарушений опорно-двигательного аппарата и речи. Эффективность коррекционной работы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. В структуру системы коррекционной работы включает взаимосвязь: дети - воспитатели - узкие специалисты – медицинские работники - родители. Чёткая организация коррекционного процесса обеспечивается: своевременным обследованием детей; - рациональным составлением расписания непосредственно образовательной деятельности; - планированием индивидуальной работы с каждым ребёнком; - наличием программного обеспечения; - оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями. Коррекционная работа в детском саду (функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) проводится по нескольким направлениям: - коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (коррекция нарушений осанки и коррекция нарушений развития стопы); - коррекция нарушений речи (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие связной речи и слухового внимания); - психологическая коррекция (развитие эмоциональной сферы, личностный подход к каждому ребёнку, готовность к школьному обучению). Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная, оздоровительная работа и статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, сохранение здоровья у детей должны сопровождаться постоянным контролем со стороны педагогов, родителей и медицинского персонала. Важно установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома, организовывать совместную работу по коррекции и профилактике двигательных расстройств. Работа воспитателей направлена на создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка, а также на повышение его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка воспитателями ведётся лист здоровья, в котором отмечаются состояние здоровья ребёнка; лист педагогических наблюдений за ребёнком в образовательной деятельности. Также ведётся тетрадь индивидуальной работы с отсутствующими детьми и рекомендованные занятия с узкими специалистами. Разрабатываются индивидуальные маршруты здоровья для детей-инвалидов, ведётся документация по развитию детей в условиях ДОУ, отслеживается уровень развития детей в группах компенсирующей направленности в индивидуальных картах развития. Планируемые результаты коррекционной работы: - сформированность механизмов адаптивного поведения (навыков социального общения); - сформированность системы представлений об окружающем мире и самом себе; - сформированность основ социально-бытового ориентирования (культурно-гигиенических умений, навыков самообслуживания). Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентированы на усвоение детьми с ОВЗ общеобразовательной программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, целью всей системы коррекционной работы является содействие гармоничному физическому развитию ребёнка и своевременной коррекции психофизических нарушений.
|