Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Педагогика
Автор: Чугай Татьяна Ивановна   
25.07.2013 22:01

Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппаратаЧугай Татьяна Ивановна
Воспитатель 1К МБДОУ №40 "Золотая рыбка" комбинированного вида г.Старый Оскол Белгородская область


Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования.
К сожалению, в современном обществе все больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата, обусловленные осложнением родовой деятельностью, наследственными факторами, неправильным внутриутробном развитии ребенка, заболеваниями родителей будущего ребенка, а также плохой экологической обстановкой.
Заболевания опорно-двигательного аппарата представляют собой комплекс расстройств центральной нервной системы (ЦНС) и сопровождается нарушением речи, координации движений, задержкой психического развития. Главный недуг – повышение тонуса мышц или вялость, слабость при угнетении ЦНС, спазмы, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению речи и движений. Ребёнок становится гиперактивным, расторможенным или, наоборот, слабым, вялым, пассивным.


Необходимо помочь ребёнку справиться с проблемами в движении и речи насколько это возможно в условиях дошкольного учреждения.
Целью коррекционной работы является создание при помощи коррекционных упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.
Коррекционные задачи являются специальными: их необходимость объясняется тем, что дети имеют сложные разнообразные дефекты физического и моторного развития. 
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в дошкольном образовательном учреждении являются:
- укрепление и развитие здоровья детей;
- развитие индивидуальных возможностей ребёнка через диагностику и систему психолого-педагогических технологий воспитания и обучения;
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на оздоровление детей, коррекцию и компенсацию двигательных функций;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности;
- развитие регулирующей функции речи и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения;
- подготовка детей к школе, формирование у них основ социализации;
- организация безбарьерной среды жизнедеятельности;
- организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Коррекционная работа осуществляется не только в виде отдельных мероприятий, она пронизывает весь процесс физического и всестороннего воспитания, проводится с учетом индивидуальных особенностей детей и уровнем нарушений опорно-двигательного аппарата и речи. Эффективность коррекционной работы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. 
В структуру системы коррекционной работы включает взаимосвязь: дети - воспитатели - узкие специалисты – медицинские работники -  родители. 
Чёткая организация коррекционного процесса обеспечивается:  своевременным обследованием детей;
-  рациональным составлением расписания непосредственно образовательной деятельности;
- планированием индивидуальной работы с каждым ребёнком;
- наличием программного обеспечения;
- оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Коррекционная работа в детском саду (функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) проводится по нескольким направлениям:
- коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (коррекция нарушений осанки и коррекция нарушений развития стопы);
- коррекция нарушений речи (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие связной речи и слухового внимания);
- психологическая коррекция (развитие эмоциональной сферы, личностный подход к каждому ребёнку, готовность к школьному обучению).
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная, оздоровительная работа и статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, сохранение здоровья у детей должны сопровождаться постоянным контролем со стороны педагогов, родителей и медицинского персонала.   Важно установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома, организовывать совместную работу по коррекции и профилактике двигательных расстройств. 
Работа воспитателей направлена на создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка, а также на повышение его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей.
Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка воспитателями ведётся лист здоровья, в котором отмечаются состояние здоровья ребёнка; лист педагогических наблюдений за ребёнком в образовательной деятельности. Также ведётся тетрадь индивидуальной работы с отсутствующими детьми и рекомендованные занятия с узкими специалистами. Разрабатываются индивидуальные маршруты здоровья для детей-инвалидов, ведётся документация по развитию детей в условиях ДОУ, отслеживается уровень развития детей в группах компенсирующей направленности в индивидуальных картах развития.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- сформированность механизмов адаптивного поведения (навыков социального общения);
- сформированность системы представлений об окружающем мире и самом себе;
- сформированность основ социально-бытового ориентирования (культурно-гигиенических умений, навыков самообслуживания).
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентированы на усвоение детьми с ОВЗ общеобразовательной программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута.  
Таким образом, целью всей системы коррекционной работы является содействие гармоничному физическому развитию ребёнка и своевременной коррекции психофизических нарушений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год