Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Педагогика
Автор: Милованова Ольга Петровна   
23.07.2013 11:03

Основная общеобразовательная программа дошкольного образованияМилованова Ольга Петровна
Заместитель заведующей по УВР ДОУ № 10 г.Липецк

Содержание

Часть 1 (обязательная)
1. Пояснительная записка.
2. Организация режима пребывания детей в ДОУ.
3.  Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:
3.1. «Физическая культура»
3.2. «Здоровье»
3.3. «Безопасность»
3.4. «Социализация»
3.5.  «Труд»
3.6.  «Познание»
3.7. «Коммуникация»
3.8. «Чтение художественной     литературы»
3.9. «Художественное творчество»
3.10. «Музыка»


4. Содержание коррекционной работы
5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

 

Часть 2  (формируемая участниками образовательного процесса)

Приложения:
1 Модель образовательного процесса в ДОУ № 10
2 Расписание  непосредственно образовательной деятельности в разных возрастных группах
3 Примерное годовое комплексно-тематическое планирование муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада  комбинированного вида № 10 г. Липецка
4 Модель проектирования воспитательно – образовательного процесса через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе совместной деятельности педагога с детьми
5 Физкультурно-оздоровительная работа, система закаливающих мероприятий
6 Расписание  непосредственно образовательной деятельности в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития
7 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
8 План работы кружков
9. Мониторинг промежуточных и итоговых результатов освоения программы.


I  ЧАСТЬ (обязательная)

1. Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения  детского сада комбинированного вида № 10 г. Липецка (далее Образовательная программа) обеспечивает разносторонне развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –  физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В ДОУ воспитываются дети от 2 до 7 лет, а также дети от 5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья  (ФФНР, ОНР, ЗПР)

1.1.    Возрастные особенности детей

Возрастные особенности детей 2-х – 3-х лет
На третьем году жизни у детей ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного языка, использует в речи простые предложения. К концу третьего года жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. На третьем году совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
Основной формой мышления становиться наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Однако кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возрастные особенности детей 3-х – 4-х лет
На четвергом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших до¬школьников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейши¬ми видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспри¬нимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, ко¬торое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности детей 4-х – 5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляют¬ся ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и Детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной Деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирова¬ние: постройки могут включать 5-6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложня¬ются игры с мячом.
К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершен¬ствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает скла¬дываться  произвольное запоминание: дети способны  принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. На-чинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно ха¬рактерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увели¬чивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятель¬ности на 15-20 минут.
Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее граммати¬ческая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Веду¬щим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой воз¬растной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избира¬тельностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельно¬сти; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобрази¬тельной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет
Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже мо¬гут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придержива¬ясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового про¬странства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о по¬ловой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образ¬ца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизнен¬ные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают осо¬бый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых под¬держивает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать пове¬дение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становят¬ся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками маль¬чиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные дей¬ствия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художест¬венно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появ-ляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала Они свободно владеют обоб¬щенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только ана¬лизируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными пред¬метами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональ¬ными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бума¬ги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Дан¬ный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, од¬нако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к сте¬реотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно стано¬вится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер сообщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреб¬лять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.В результате правильно организованной образовательной работы у детей Развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подгото¬вительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные дости¬жения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением  формы позитивного общения с людьми.

Специфические особенности детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
Наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта, возникающие в результате погрешностей в питании. Распространенными заболеваниями являются хронический гастрит и гастродуоденит, эзофагит, гастроэзофагеальная болезнь. В последнее время увеличилась частота сочетанных поражений желудочно-кишечного тракта, эрозивных гастритов.
Заболевания желудочно-кишечного тракта детей могут вызваны инфекционными заболеваниями: дизентерией, сальмонеллезом, колиинфекцией или стафилококковой инфекцией.
Заболевания ЖКТ – проявляются неприятными симптомами и часто имеют хроническое течение: у ребенка появляется частый жидкий стул с примесью слизи, некоторых случаях в стуле могут быть прожилки крови, отмечается потеря аппетита,  рвота, температура тела может быть нормальной или повышенной в зависимости от причин, вызвавших заболевание. В тяжелых случаях, особенно у детей раннего возраста, заболевание сопровождается интоксикацией. При любом остром кишечном заболевании, независимо от причин его вызвавших, из-за больших потерь жидкости возникает обезвоживание организма. Ухудшается витаминный обмен, развивается недостаток витаминов A, C, группы B. Очень часто заболевание сопровождается нарушениями нормальной микрофлоры кишечника.
При острых заболеваниях органов пищеварения правильно назначенное питание — это главное лечебное мероприятие. При этом диета должна соответствовать выраженности нарушений пищеварения, развитию и состоянию ребенка, его возрасту.
В самом легком случае достаточно наладить правильный режим питания. Для этого следует исключить из рациона продукты, не соответствующие возрасту, нормализовать объем принимаемой пищи и соблюдать режим питания.

Специфические особенности детей с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это дети с трудностями в воспитании и обучении.  Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста с ЗПР с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. У таких детей наблюдаются затруднения в овладении речью. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. У детей наблюдается общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики, что обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания – многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют.
Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.  Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается. Однако, у детей с ЗПР, в сравнении с нормой, уровень развития игровой деятельности достаточно низкий и требует коррекции.
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков.
У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления – дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.
Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей.
Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным к школе.

Скачать полный текст программы

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год