Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорное воспитание - фундамент развития самостоятельности
Педагогика
Автор: Булгакова Ирина Алексеевна   
27.07.2013 15:45

Сенсорное воспитание - фундамент развития самостоятельностиБулгакова Ирина Алексеевна
Педагог дошкольного образования 1К МБДОУ № 22 "Алсу" г.Альметьевск Республика Татарстан


Студентка 3 курса психолого- педагогического факультета АГИМС,
научный руководитель: Полуянова Н.В., старший преподаватель кафедра психологии педагогике.

Сенсорное развитие определяется как формирование новых, не существовавших у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия. Такое понимание сенсорного развития детей позволяет обозначить сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствования у детей сенсорных процессов. (2)
Отечественная дошкольная педагогика и психология под сенсорной культурой ребенка понимает результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей). Под сенсорными способностями понимают такие способности, которые обнаруживаются в виде восприятия тех или иных свойств и отношений предметов, явлений объективного мира или свойств собственных действий индивида. (3)


Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально
В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов.
По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств. (1)
Немаловажный представляется задача изучения влияния сенсорного воспитания развития различных качеств личности, таких как самостоятельность и активность.
Формирование способности к целенаправленной деятельности на ранних возрастных этапов должно осуществляться путем активных действий ребенка по выполнению поставленных взрослым задач. Иначе говоря, вначале ребенок учится понимать и принимать цель, поставленною взрослым.
Накопления практического опыта практических действий и развития познавательной и общественной направленности формирует у ребенка- дошкольника стремление к самостоятельности. Это стремление является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности.
Во многих следованиях самостоятельность трактуется как качественная характеристика активности личности. А.В. Запорожец считал активность природным свойством детского организма. Но оно приобретаемо и постепенно трансформируется в качество личности, доходящее в высших своих формах до общественной и творческой активности.
Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец отмечают, что с конца раннего детства и в течение младшего дошкольного  возраста наблюдается несколько форм активности.
В начале ребенок направляет энергию на «копирование», воспроизведение действий, движений и слов взрослого. Это подражательное выполнение происходит,потаму что ребенку нравится действовать, хочется что- то делать. Но, воспроизводя что-то ребенок приобретает элементарные практические навыки. Подражая ребенок 2-4 лет воспроизводит действия, самостоятельно преодолевает препятствия, проявляет настойчивость и упорство. Наряду с этим отмечается, что активность ребенка 2-4 лет при исполнении задания отличается исполнительским характером. Успехи в выполнении задания, рост жизненного опыта рождают в ребенке уверенность в своих силах. Он все больше узнает свои возможности. У него начинает проявляться новая высшая форма активности. Ее условно называют «творческой». Ребенок сам находит для себя занятие и применяет к нему известный способ действия.
А.В. Запорожец отмечает, что в связи с этим формы руководства жизнью ребенка младшего дошкольного возраста изменяются. Исчезает непосредственная зависимость ребенка от взрослого в  удовлетворении элементарных потребностей, нет необходимости в том, чтобы взрослый постоянно поддерживал его при выполнении действий.
Это убедительно доказывает значение своевременного формирования активности и самостоятельности детей в предметной деятельности, являющейся ведущей в младшем дошкольном возрасте. Только в деятельности образуются нужные системы связей, тренируются и развиваются новые свойства основных нервных процессов.
Накопление фактов об особенностях сенсорного развития и формирования у детей раннего и младшего дошкольного возраста таких качеств как самостоятельность и активность, подчеркивает необходимость сенсорного воспитания детей этого возрастного периода, а также возможность формирования различных  сторон личности ребенка в процессе такого воспитания.

 

Литература
1.    Аксарина Н.М. Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни.- М., 1972.
2.    Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет / под ред. Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, Н.Б. Венгер.- М., 1988.-143 с.
3.    Козлова С.А., куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., - 2006. – 416 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год