Булгакова Ирина Алексеевна Педагог дошкольного образования 1К МБДОУ № 22 "Алсу" г.Альметьевск Республика Татарстан
Студентка 3 курса психолого- педагогического факультета АГИМС, научный руководитель: Полуянова Н.В., старший преподаватель кафедра психологии педагогике.
Сенсорное развитие определяется как формирование новых, не существовавших у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия. Такое понимание сенсорного развития детей позволяет обозначить сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствования у детей сенсорных процессов. (2) Отечественная дошкольная педагогика и психология под сенсорной культурой ребенка понимает результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей). Под сенсорными способностями понимают такие способности, которые обнаруживаются в виде восприятия тех или иных свойств и отношений предметов, явлений объективного мира или свойств собственных действий индивида. (3)
Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств. (1) Немаловажный представляется задача изучения влияния сенсорного воспитания развития различных качеств личности, таких как самостоятельность и активность. Формирование способности к целенаправленной деятельности на ранних возрастных этапов должно осуществляться путем активных действий ребенка по выполнению поставленных взрослым задач. Иначе говоря, вначале ребенок учится понимать и принимать цель, поставленною взрослым. Накопления практического опыта практических действий и развития познавательной и общественной направленности формирует у ребенка- дошкольника стремление к самостоятельности. Это стремление является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности. Во многих следованиях самостоятельность трактуется как качественная характеристика активности личности. А.В. Запорожец считал активность природным свойством детского организма. Но оно приобретаемо и постепенно трансформируется в качество личности, доходящее в высших своих формах до общественной и творческой активности. Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец отмечают, что с конца раннего детства и в течение младшего дошкольного возраста наблюдается несколько форм активности. В начале ребенок направляет энергию на «копирование», воспроизведение действий, движений и слов взрослого. Это подражательное выполнение происходит,потаму что ребенку нравится действовать, хочется что- то делать. Но, воспроизводя что-то ребенок приобретает элементарные практические навыки. Подражая ребенок 2-4 лет воспроизводит действия, самостоятельно преодолевает препятствия, проявляет настойчивость и упорство. Наряду с этим отмечается, что активность ребенка 2-4 лет при исполнении задания отличается исполнительским характером. Успехи в выполнении задания, рост жизненного опыта рождают в ребенке уверенность в своих силах. Он все больше узнает свои возможности. У него начинает проявляться новая высшая форма активности. Ее условно называют «творческой». Ребенок сам находит для себя занятие и применяет к нему известный способ действия. А.В. Запорожец отмечает, что в связи с этим формы руководства жизнью ребенка младшего дошкольного возраста изменяются. Исчезает непосредственная зависимость ребенка от взрослого в удовлетворении элементарных потребностей, нет необходимости в том, чтобы взрослый постоянно поддерживал его при выполнении действий. Это убедительно доказывает значение своевременного формирования активности и самостоятельности детей в предметной деятельности, являющейся ведущей в младшем дошкольном возрасте. Только в деятельности образуются нужные системы связей, тренируются и развиваются новые свойства основных нервных процессов. Накопление фактов об особенностях сенсорного развития и формирования у детей раннего и младшего дошкольного возраста таких качеств как самостоятельность и активность, подчеркивает необходимость сенсорного воспитания детей этого возрастного периода, а также возможность формирования различных сторон личности ребенка в процессе такого воспитания.
Литература 1. Аксарина Н.М. Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни.- М., 1972. 2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет / под ред. Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, Н.Б. Венгер.- М., 1988.-143 с. 3. Козлова С.А., куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., - 2006. – 416 с.
|