Методическая разработка "Оценка развития креативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре" |
Педагогика | |||
Автор: Божко Татьяна Петровна | |||
19.04.2015 17:31 | |||
Методическая разработка "Оценка развития креативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре" Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 Калининского района Санкт-Петербурга Автор: Божко Т.П. Воспитатель детей дошкольного возраста Санкт-Петербург 2014 г. Цель оценки: изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих способностей, детей с учетом их половой дифференциации. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач было проведено 2 серии диагностики. Схема диагностических методик Диагностические методики 1 серии Цель — изучить состояние игровой деятельности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста МЕТОД ЦЕЛЬ СОДЕРЖАНИЕ Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей (прил. 1) изучить особенности игрового взаимодействия, умений и игровых позиций мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры Критерии наблюдения:
Беседа с ребенком (прил. 2) выявить игровые интересы мальчиков и девочек 5-6 лет Критерии:
Анкетирование родителей (прил. 3) выявить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста дома Критерии:
Диагностические методики 2 серии эксперимента Цель — изучить творческие способности детей 5-6 летнего возраста Наблюдение за самостоятельной деятельностью ребенка (прил. 1) определить интерес детей к разным видам творческой деятельности Критерии:
Методика оценки творческого мышления «Использование предметов» (Е. Е. Туник) (прил. 4) оценка уровня развития вербального творческого мышления Перечислить количество или частоту способов использования предмета Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко) (прил. 5) определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы Дорисовать предложенную фигуру ребенку Беседа с детьми о творчестве (А. Н. Белькова) выявить отношение к творчеству и представление ребенка о творчестве Критерии:
1-я серия эксперимента была направлена на изучение состояния игровой деятельности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, для чего были отобраны следующие методики: наблюдение за детьми в игровой деятельности, беседа с ребенком, диагностика игровых интересов дошкольников, анкетирование родителей. Для получения информации о состоянии игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста осуществлялось наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей и беседа с детьми. При наблюдении за детьми подлежали оценке поведенческие и психологические компоненты игровой деятельности, то есть в процессе исследования анализировалось игровое поведение ребенка, выполняющего предложенные ему задания и отвечающего на заданные ему вопросы. Основными сферами наблюдения в исследовании являлась речь ребенка, отношение к игре, к выбору тематики игры. Цель наблюдения: изучить особенности игрового взаимодействия, умений и игровых позиций мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек проводится в естественных условиях по следующим показателям, разработанных Серовой Н.Н. (Основы…, 1999):
Для выявления особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры были разработаны следующие критерии:
Другим важным инструментом анализа являлась беседа с ребенком (Харчевникова А.Н., Деркунская В.А.). В беседе была получена дополнительная исчерпывающая информация от ребенка о его настроении, общении со сверстниками, играх в детском саду и дома. Цель беседы заключалась в выявлении игровых интересов мальчиков и девочек 5-6 лет. Беседа проходила в индивидуальной форме и содержала следующие вопросы к детям:
Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек 5-6 лет были разработаны следующие критерии:
В качестве исследовательских методик, позволяющих определить особенности игровой деятельности ребенка, использовалась методика «Нарисуй любимую игрушку», позволяющая определить игровую направленность ребенка; анализировался выбор игрушки ребенком определенного пола. Анкетирование родителей (Харчевникова А.Н., Деркунская В.А.). Цель: выявить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста дома. Анкетирование родителей проводилось по следующим вопросам:
При анализе ответов родителей обращалось внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребенок дома, каковы источники их происхождения, с родителем или ребенком какого пола он больше всего любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребенка в детском саду и семье. Результаты анкетирования необходимы для того, чтобы сравнить игровые интересы, ход игры, ее особенности у мальчиков и девочек в детском саду и дома. 2 серия эксперимента была направлена на изучение творческих способностей детей. Для решения задачи второй серии эксперимента были отобраны следующие методики: наблюдение за самостоятельной деятельностью ребенка, методика оценки творческого мышления Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник, методика «Дорисовывание фигур» (на основе методики О. М. Дьяченко), беседа с детьми о творчестве (на основе методики диссертационного исследования А. Н. Бельковой). Задание№1. Наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка в центре речевого творчества, в книжном уголке, в уголке изобразительного творчества. Цель: определить интерес детей к разным видам творческой деятельности. Детей необходимо наблюдать в свободной деятельности и на занятиях примерно в течении недели. Наблюдение осуществлялось по следующим критериям:
Баллы и другие сведения, полученные в ходе наблюдения за ребенком, фиксировались в специальных картах-бланках. Задание №2. «Использование предметов» (методика оценки творческого мышления Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник). Цель: оценка уровня развития вербального творческого мышления. Время выполнения теста 3 минуты: задача ребенка заключалась в перечислении как можно больше способов использования предмета (например — газеты), отличающихся от обычного употребления. Обработка результатов: за каждое «высокая» (-ий) – 2 балла, «средняя» (-ий) – 1 балл, «низкая» (-ий) – 0 баллов. Дети, набравшие от 16 до 12 баллов, могут считаться (условно) наиболее способными к творческой деятельности, от 11 до 6 баллов – способности к творчеству средние, от 5 до 0 баллов – наименее способные к творчеству. Задание№3. «Дорисовывание фигур» (на основе методики О. М. Дьяченко). Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Стимульный материал: 2 комплекта карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура неопределенной формы, карандаши. Методика проведения: перед обследованием ребенку дается инструкция: — Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картина, любая, какую ты захочешь. Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигурками. После того, как ребенок дорисовал фигуру, его спрашивают: «Что у тебя получилось?». Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляют остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания. Обработка результатов: для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (К. ор.): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Протокол обработки полученных результатов: по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигурой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – К. ор. Каждого ребенка. Затем выводят средний К. ор. по группе (инд. Величина К. ор. суммируют и делят на количество детей в группе). Низкий уровень выполнения задания – К. ор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – К. ор. равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – К. ор. выше среднего по группе на 2 и более балла. Задание №4. «Беседа о творчестве» (на основе методики диссертационного исследования А. Н. Бельковой). Цель: выявить отношение к творчеству (вопросы 3. 4, 5) и представление ребенка о творчестве (вопросы 1, 2, 4). Вопросы беседы:
Обработка результатов: Вопросы 1, 2, 3 (представление) обрабатываются следующим образом: 0-ребенок не отвечает; 1-отвечает примерно; 2-дает развернутый ответ. Если ребенок набирает 0-2 баллов его уровень представлений о творчестве низкий, 3-4 средний, 5-6 баллов – высокий. За каждый утвердительный ответ на вопросы 4, 5, 6 (отношение) -1 балл. Если ребенок набирает 3 балла его уровень отношения высокий, 2-средний, 0-1- низкий. В целом вторая серия эксперимента была направлена на изучение специфики творческого мышления и воображения у детей 5-7 лет, как основа для содержания творческих монологов. Результаты изучения особенностей сюжетно-ролевой игры и развития креативности детей 5-6 лет После проведенного исследования были получены результаты, которые позволяют судить об особенностях содержания детских сюжетно-ролевых игр детей экспериментальной группы. Использование метода наблюдения позволило сделать вывод о том, что чаще всего мальчики предпочитают играть «в машинки», «в войнушку», в подвижные игры. Можно заметить, что мальчиков, как правило, привлекает внешняя атрибутика, — они любят играть при наличии игрового оборудования, тогда игра может длиться достаточно долго, быть эмоционально насыщенной. Особенно это заметно в начале и в конце дня, что можно объяснить психоэмоциональным состоянием ребенка – разлукой с родителями в начале дня и общей усталостью в конце дня. Анализируя содержание игр девочек можно отметить, что их привлекают сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Школа», «Больница», «Зоопарк». Девочек также привлекает наличие игрового оборудования и чаще всего толчком к игре является та или иная игровая атрибутика. Дети экспериментальной группы с радостью шли на контакт, например, Максим С. очень хотел поговорить с экспериментатором, потому что она «научит его новой игре». Только 20% детей экспериментальной группы относились к исследователю напряженно, эмоционально неадекватно. Причиной отрицательных эмоций этих детей являлась неуверенность в себе, чаще всего эти дети предпочитали игры «в одиночку». Наблюдение позволило определить, какие игровые позиции занимали мальчики и девочки 5-6 лет: «артист» (6 мальчиков и 3 девочки) — дети характеризуются тем, что они самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, «озвучивают» героев и комментируют сюжет; «режиссер» (1 девочка и 1 мальчик) — дети отличаются умением создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и атрибутами по своему усмотрению., «сценарист», «костюмер», «оформитель» (4 девочки и 3 мальчика) — дошкольники способны определять место для игры, подобрать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления с воспитателем недостающих атрибутов для игры, «зритель» (2 мальчика и 5 девочек) — дошкольники отличаются умением быть доброжелательными сторонними наблюдателями, до конца наблюдают игру, адекватно реагируют на происходящее, отвечают на обращение «артистов», позитивно оценивают игру сверстников. Использование беседы в качестве диагностического инструментария позволило определить своеобразие игровых мотивировок мальчиков и девочек. У девочек эти игровые мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Именно девочки чаще всего копируют поведение взрослых (особенно мам, старших сестер, воспитательниц). Большое значение в поведении девочек имеют интересы установления и сохранения положительных взаимоотношений с воспитательницей и детьми группы (особенно с девочками). У мальчиков игровые интересы связаны с представлением о характере деятельности мужчин: мужчина может быть шофером, автослесарем, моряком, летчиком. 4% мальчиков указали на то, что мужчина может быть бизнесменом, но «в бизнесмена» они не играют, потому что, по их словам, не умеют. Исходя из результатов беседы, можно отметить дифференцированные игровые интересы мальчиков и девочек, обусловленные половой принадлежностью детей. Некоторых девочек привлекают машинки. Это связано с тем, что девочки стали более современными, практичными. Партнеры по игре выбираются в соответствии с полом ребенка. В процессе исследования использовалось анкетирование родителей детей экспериментальной группы, которое было представлено вопросами психолого-педагогического содержания, при этом исследователя интересовали данные об играх ребенка. Результаты анкетирования родителей детей экспериментальной группы (35%) свидетельствуют о том, что девочки чаще всего играют дома в куклы ( «Дочки-матери»), 45% родителей указали на то, что мальчики дома в основном играют «в машинки». Например, один из родителей на вопрос «В какие игры ты любишь играть в детском саду?», ответил, что ребенок может организовать любую игру, но только при наличии игрового оборудования. По наблюдениям родителей: игрушки девочек – мячи, мягкие игрушки (музыкальные игрушки), куклы и мебель для кукол, иногда машинки для кукол Барби; игрушки мальчиков – мячи, танки, человечки (Человек-Паук, Бэтмен), самолеты, пистолеты, машины, конструктор, железная дорога, роботы, тарнсформеры. Источники сюжетов игр девочек – взрослые, сверстники. Источники сюжетов игр мальчиков – мультфильмы, реклама, кино, ролевые компьютерные игры. Играет с детьми дома тот, кто свободен. Родители предлагают своим детям подвижные и настольные игры (прятки, салочки, догонялки, камень-ножницы-бумага, лото, домино, шахматы, пазлы, «Казаки-разбойники»). Дети разного пола в семьях, где разница между ними в 1-2 года, взаимодействуют конфликтно: обзываются, не могут поделить игрушки, уступить друг другу, договориться о совместной игре. Таким образом, результаты анкетирования родителей показали, что и мальчики и девочки дома играют в пазлы, компьютерные, подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры детей в детском саду разнообразнее, чем дома, так как в дошкольном учреждении много детей, с которыми им интереснее играть в массовые и разнообразные сюжетно-ролевые игры. Как правило, игры дома у детей одиночные или со взрослым, что не способствует развитию, обогащению детской субкультуры. У мальчиков и девочек разное отражение мира в игре, так как источники сюжетов игр девочек – взрослые, сверстники; мальчиков – мультфильмы, реклама, кино. Дети разного пола в семьях взаимодействуют конфликтно в силу возрастных и половых особенностей. Результаты изучения игровых интересов и умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре Наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности также подтвердили данные предыдущего исследования: мальчики экспериментальной группы (85%) чаще всего выбирают в качестве партнера по игре мальчика или группу мальчиков, иногда в этой компании может оказаться и девочка, но она по складу характера чаще всего напоминает мальчика. Как показало наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек, целью которого было изучение особенностей игровых умений мальчиков и девочек 5-6 лет, у 85 % девочек низкий уровень игровых умений, у остальных девочек – средний уровень. У всех мальчиков – средний уровень игровых умений. Тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а мальчиков – техническая и общественная. Это связано с тем, что девочки больше знают и умеют в сфере быта, а мальчики в сфере техники, а так же, как отмечалось выше, они много заимствуют сюжетов для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино). Что касается выбора партнера по игре, то девочки стабильно выбирали девочек, а мальчики – мальчиков. Роли, выбранные девочками – дочка, мама, парикмахер, клиент, врач, пациент, покупатель, кассир, продавец. Роли, выбранные мальчиками – водитель, спасатель, пассажир, капитан, охранник, полицейский, механик, рекламный агент, строитель, солдат, супергерой, робот. Девочки и мальчики использовали в игре разные игрушки, они не всегда совпадали с предпочитаемыми игрушками. Например, девочки, играя в «Дочки-матери» использовали посудку, разнообразные баночки и коробочки, книжки; мальчики, играя в «Войнушку» использовали стулья, стол, мячики, кубики. Девочки использовали игрушки в определенном, ограниченном пространстве (например, девочки играли в «Супермаркет» в уголке, при этом использовали: весы, кассу, фрукты, овощи и пр.). Мальчики, используя игрушки и не ограничивали пространство (например, мальчики играли в «Авторалли» машинками, кубики, стол). Игры девочек малоподвижны и поэтому требуют небольшого пространства для их проведения. Игры мальчиков более подвижны и требуют широкого пространства для их проведения. Девочки распределяют роли не конфликтно, умеют уступать, могут меняться ролями. Мальчики распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями. Характер ролевых действий девочек заключался в передаче особенностей типично женских ролей, интересов, моды, женских манер и поступков. Например, в игре «Дочки-матери» девочки в роли мамы — готовили, стирали, занимались уборкой т.д. В ролевых действиях мальчики передавали особенности мужского поведения, интересов, мужских манер и поступков, а также дети управляли и ремонтировали автомобили, в роли строителей строили мосты, дома, будучи капитанами отдавали распоряжения, приказы, супергероями изображали сильных, отважных мужчин, умение прыгать и лазать и т.д. Таким образом, ролевые действия девочек – стереотипны, а ролевые действия мальчиков – разнообразны (это связано стем, что дети любят многое заимствовать из реклам, различных фильмов, мультфильмов и вводить это содержимое и действия в игру). Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками, было более длительным, так как они не пытались изменять освоенные ими ролевые действия. Ролевое взаимодействие между мальчиками менее длительное, в связи с чем возникали конфликты между ними которые они решали посредством силы. Мальчики и девочки старшего дошкольного возраста испытывают трудности в комбинировании сюжетов: большинство девочек (85%) не владеют умением комбинировать сюжеты. Остальные девочки и все мальчики отражают отдельные элементы сюжета, а не целостное событие. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой также показало, что объединение девочек основано на интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров по игре. Обобщая результаты 1 серии исследования, можно сделать вывод о зависимости между особенностями половой принадлежности детей и особенностями их игровых интересов. Результаты изучения развития креативности детей 5-6 лет Результаты второй серии эксперимента, направленные на изучение специфики проявления творческого мышления и воображения у детей 5-6 лет, как основа для содержания сюжетно-ролевых игр, показали следующие результаты. Результаты первого задания (наблюдение за самостоятельной деятельностью ребенка в центре речевого творчества, в книжном уголке, в уголке изобразительного творчества), имеющего целью определить интерес детей к разным видам творческой деятельности, представлены в таблице №1 (приложение 1) — методика Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник. В качестве критериев творческого мышления и воображения в таблице указаны следующие характеристики: 1 – активность; 2 – инициативность; 3 – самостоятельность; 4 – нестандартность, оригинальность; 5 – сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность; 6 – упорство в достижении результата; 7 — качество продуктов деятельности; 8 – любознательность. В исследуемой группе получились следующие данные: Результаты показывают, что в группе есть дети, которых можно охарактеризовать, как наиболее способных к творчеству — набравших 12 и 13 баллов – 20%, они могут считаться (условно) наиболее способными к творческой деятельности. Эти дети проявляли большую заинтересованность, активность, инициативность, упорство, не отвлекались на посторонние раздражители. Детей набравших от 6 до 11 баллов – 67%, способности к творчеству средние, они занимались довольно долго и с интересом, старались доводить начатые занятия до конца, в редких случаях отвлекались, меняя деятельность. Рис. 1. Распределение детей по уровням творческой деятельности Детей набравших от 0 – 5 баллов – 2 (13%), наименее способные к творчеству, они действовали в речевом уголке без особого энтузиазма, деятельность не была активна и эмоционально окрашена, происходило быстрое переключение с одних стимулов на другие. Для решения второй задачи второй серии эксперимента проводилось задание по методике Е. Торранс, модификация Туник, имеющие целью оценки уровня развития вербального творческого мышления. Каждому ребенку предлагалось в течении 3 минут перечислить как можно больше способов использования предмета – газеты, отличающихся от обычного употребления. В результате проведения теста получились следующие данные: Рис. 2 Распределение детей по уровням творческого мышления. 40% детей не смогли ответить на вопрос – низкий уровень вербального творческого мышления (Дети смогли назвать только прямое назначение предмета). 53% детей имеют средний уровень вербального мышления, (практически все дети говорили, что из газеты можно вырезать, класть на стол вместо скатерти, на газете можно рисовать). 7% ребенок с высоким уровнем вербального мышления (Кирилл В. перечислил, кроме вышеназванного употребления газеты, еще и возможность использовать ее вместо тряпки для вытирания пола, сделать из газеты пилотку, постелить газету на пол, чтобы пол не пачкался, использовать газету вместо занавесок от солнца). Третье задание, основанное на методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», ставило своей целью определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Детям было предложено дорисовать картины, используя предоставленные фигуры неопределенной формы. В качестве «волшебных» фигур были предложены следующие, (нумерации здесь соответствует нумерации в таблице результатов): 1 – направленная вверх «стрелка»; 2 — полукруг; 3 – два круга разного размера, вписанные один в другой; 4 – квадрат с отсутствующим ребром; 5 – «уголок»; 6 — два одинаковых круга; 7 – овал с «приклеенным» к нему полукругом; 8 – три соприкасающихся треугольника, стоящих на одной оси. Анализируя результаты, полученные при проведении данной методики, можно сказать следующее: большая часть детей показала средний и низкий уровни развития воображения, способности создавать оригинальные образы (54% и 33%, соответственно), высокий уровень у 13%. Интересно, что дети с низким уровнем оригинальности, дорисовывая «волшебные» фигуры, пользовались, по всей вероятности, изобразительными штампами, привитыми им взрослыми: из стрелки несколько детей нарисовали ёлочки, два круга разного размера, вписанные один в другой, были дорисованы в колесо, полукруг – стал цветком. Были и очень оригинальные дорисовки — например, квадрат с отсутствующим ребром стал картинной рамой, обрамляющей тщательно прорисованный портрет девочки; овал с «приклеенным» к нему полукругом был увиден ребенком, как туловище и голова котенка. Рис. 3 Распределение детей по уровням воображения. В целом, дети с большим интересом рассказывали о получившихся образах: «это конверт, я пошлю в нем поздравление маме с днем рождения, нужно только марку приклеить» (Лиза В.), «я елки всегда рисую» (Тима Е.), про дорисовывание «стрелочки». К оригинальным рисункам отнесены, например, забор из трех соприкасающихся треугольников, стоящих на одной оси, а за ним динозавр (Оля Я.). Четвертое задание «Беседа о творчестве», ставило своей целью выявление отношения детей к творчеству и их представлений о нем. Ребенку задавались вопросы, подробные ответы фиксировались в общем протоколе. Относительно представлений, беседа показала, что большинство детей имеет средний уровень (60%). Их ответы верные, но, недостаточно развернутые и аргументированные, например, на вопрос, «что такое фантазия», «когда придумывают» (Федя А.). На вопрос — «Что такое творчество?», дан ответ — «Что-то делать» (Аня И.), на вопрос — «Кто может заниматься творчеством, сочинять, придумывать, фантазировать?», давались ответы — «Человек, поэт» (Маша Б.) и без перечисления конкретных профессий. Рис. 4. Распределение детей по уровням развития представлений о творчестве 13% детей показали высокий уровень развития представлений о творчестве. Их ответы были полными и развернутыми. Например, о фантазии – «Это то, что не может быть на самом деле, когда что-то придумываешь» (Лиза), о людях творчества – «Мультипликаторы, художники, артисты» (Оля Я.) Низкий уровень развития представлений о творчестве у 27%. Они не всегда отвечали на вопросы или отвечали односложно. «Кто может заниматься творчеством, сочинять, придумывать, фантазировать?», дан ответ «Люди» (Никита А.) Анализ отношений показал, что у детей высока степень интереса к творчеству, так 66% детей оказались на высоком уровне, дав утвердительный ответ на все вопросы. Ответы были такие: «Стихи сочиняла о радуге», «Да, рисовала всякие рисунки, придумывала песни о радуге», «Можно, если учиться в специальной школе», «Хочу песни сочинять, как композитор». На среднем уровне оказался всего один ребенок. На низком уровне – 27%. Они отвечали отрицанием «нет» или «не знаю». Рис. 5 Распределение детей по уровням отношений к творчеству В целом по серии можно сделать следующие выводы: Уровень развития творческого мышления и воображения средний или низкий, (67% и 13% соответственно), дорисовывая «волшебные» фигуры, дети часто пользовались, изобразительными штампами, по всей вероятности, привитыми им взрослыми. Уровень развития вербального творческого мышления также низкий или средний (суммарно более 90%), в большинстве случаев дети смогли назвать только прямое назначение предмета. Однако, по группе в целом, следует отметить выраженность таких критериев, как активность, инициативность и любознательность, что показывает наличие значительного интереса к творчеству, который мог бы служить основой дальнейшего развития речевого творчества детей данной группы. Выводы Анализ полученных результатов диагностики позволил выявить следующие особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они много сюжетов заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино, ролевых компьютерных игр). Игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Это свидетельствует о дифференцированных игровых интересах мальчиков и девочек, что обусловлено их половой принадлежностью. Тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая (девочки больше знают и умеют в сфере быта), а мальчиков – техническая и общественная (мальчики — в сфере техники, а также они много заимствуют сюжетов для игр из телевидения). Мальчики и девочки в сюжетно-ролевых играх используют разнообразные игрушки: девочки используют игрушки в ограниченном пространстве (их игры малоподвижны), мальчики — в неограниченном пространстве, так как их игры более подвижны. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Старшие дошкольники играют только с детьми своего пола. Здесь важна общность интересов детей одного пола, а также их ориентация на те личностные качества, модели поведения, которые присущи женскому или мужскому полу. В реальном общении мальчики и девочки доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков – разнообразнее. Уровень развития игровых умений у мальчиков выше, чем у девочек. Игра мальчиков находится на более высоком уровне развития, что отражается в сюжетосложении; в ролевом взаимодействии (хоть и не продолжительном); в игровом творчестве. Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками более длительно, чем между мальчиками. Между девочками реже возникают конфликты, то есть наблюдается конструктивность взаимодействия в игре, а если возникают, то они прибегают к помощи воспитателя. Мальчики решают конфликтные ситуации посредством силы, поэтому их ролевое взаимодействие не длительно. Мальчики и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов. Мальчики и девочки занимают игровые позиции, которые имеют свои особенности: «артисты» — дети самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, «озвучивают» героев и комментируют сюжет; «режиссер» — дети отличаются умением создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и атрибутами по своему усмотрению., «сценарист», «костюмер», «оформитель» — дошкольники способны определять место для игры, подобрать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления с воспитателем недостающих атрибутов для игры, «зрители» — дошкольники отличаются умением быть доброжелательными сторонними наблюдателями, до конца наблюдают игру, адекватно реагируют на происходящее, отвечают на обращение «артистов», позитивно оценивают игру сверстников. Приведенные выше результаты свидетельствуют о половой принадлежности, ее осознанием и идентификацией себя с его типичными представителями, у которых черты мужественности или женственности в поведении, выполняемых половых социальных ролях выражены наиболее отчетливо. Выявленные особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек 5-6 лет являются и традиционными и современными. Результаты развития креативности детей 5-6 лет показали, что:
|