Система работы педагога ДОУ с родителями воспитанников. |
Педагогика | |||
Автор: Гришина Ольга Михайловна | |||
19.04.2015 16:38 | |||
Система работы педагога ДОУ с родителями воспитанников. Гришина Ольга Михайловна Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Абакана, республики Хакасия Семья – это приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. В деле воспитания, обучении и развитии детей, должно быть органическое единство действий ДОУ и семьи. И в этом деле, конечно же, руководящая роль отводиться педагогу. А для этого педагог должен сам овладеть знаниями психологии личности и взрослого, и ребенка и психологическими приемами воспитания, а затем уже обогащать этими знаниями и приемами родителей. Но без участия и помощи родителей, воспитать детей, сделать их настоящими людьми очень трудно, а иногда практически невозможно. Развитие, становление каждого ребенка начинается именно с семьи. Именно здесь он получает первую уверенность в своих силах, именно здесь он получает первый опыт борьбы с трудностями, но получить такую возможность может ребенок, который живет в дружной, теплой атмосфере дома.
Эффективность воспитательной работы педагога зависит, прежде всего от умения находить общий язык с родителя, опираясь на их помощь и поддержку. Конечно, добиться положительных результатов работы и решить задачи обучения и воспитания без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка, без знания условий их жизни, без создания дружного коллектива (дети – родители – педагоги) практически невозможно. И в этой триаде (дети – родители – педагоги) прежде всего родители, являются основным звеном для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда – основа формирования личности ребенка. Духовная образовательная среда, включающая ребёнка, родителя, педагога помогает выработать единый критерий в подходе к ребенку. Необходимо решить проблему о единстве требований, предъявляемых к ребенку в ДОУ и дома, как в образовательном процессе, так и построении межличностных отношений, вопросах нравственности. Федеральный государственный образовательный стандарт закрепил роль семьи в деле воспитания подрастающего поколения. У современных детей сегодня очень много учителей: интернет, телевидение и поэтому родителям и педагогам все труднее становиться, правильно воспитывать детей. Как думают сегодняшние дети: «Я крутой! Я общаюсь с друзьями в социальных сетях!» — а это общение просто пустая болтовня и ничего больше, «Я скачал новую видеоигру, есть чем похвастаться перед друзьями!» — а научит ли эта игра его чему нибудь хорошему, будет ли способствовать его творческому или интеллектуальному развитию? «Нет ничего вкуснее хот-догов, чисбургеров, чипсов, нет ничего круче различных газированных напитков» — так думают сегодняшние дети, а в средствах массой информации они находят этому подтверждение. И тогда перед родителями и педагогами встает вопрос: Как воспитать? Как уберечь? Как оградить? Какой подать пример? Понятно, что изменения в обществе влекут за собой поиск новых продуктивных форм сотрудничества и сотворчества педагогов, детей и родителей. Сегодня воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно влечет за собой поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи. Формы участия родителей в жизни группы разнообразны: это организация семейных встреч, семейных походов выходного дня, конкурсов, дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, совместные трудовые дела, праздники, родительские собрания. В своей работе я активно применяю прием «Веер концепций» На первом же собрании родители получают в подарок блокнот и ручку, скоторыми они приходят на каждое собрание. На любом родительском собрании прошу родителей лист бумаги разделить на две части: в одной стороне записывается тема собрания, а на другой стороне листа бумаги записываются его цели сформулированные родителями. Далее для ведения разговора с родителями использую приемы, взятые их книги Эдварда де Боно «Научите себя думать»: ПМИ — Плюс, Минус и Интерес. Сначала обращаем внимание на плюсы, потом на минусы и, наконец, на интерес. В результате получается беглая оценка. РВФ — Рассматриваем Все Факторы. Что нам надо взять на заметку, когда мы о чем-то думаем? Какие факторы здесь задействованы? ПиР — Направляем внимание на Последствия и Результаты действия. Это помогает сделать прогноз на будущее, что может произойти потом. ЦУЗ — Какие Цели, Устремления, Задачи? Что мы пытаемся делать? Чего мы пытаемся достичь? Куда мы движемся? ППВ — Приоритеты Первостепенной Важности. Обратите внимание на то, что действительно имеет значение. Не все одинаково значимо. Каковы приоритеты? ABB — Альтернативы, Возможности и Выбор. Какие есть новые альтернативы? Какие возможности? Какой выбор? ВДЛ — Взгляды Других Людей. Какие люди вовлечены в это? Какие у них мнения? Конечно же, это трудная работа, вначале родителям было трудно высказывать свои мнения, трудно было мне вызывать их на плодотворный, откровенный разговор, но все трудности носят временный характер и имеют свои положительные результаты. Очень часто в мы проводим родительские собрания совместно с детьми, где дети не пассивные слушатели, а активные участники данного мероприятия. Здесь используются такие приемы: «Воспоминания», «Письмо моему ребенку», «Письмо моей маме», «Письмо моему папе». Дети очень любят слушать воспоминания родителей, о том когда они были маленькими. Воспоминания родителей помогают их сблизить, а так же лучше понять друг друга. Иногда делю участников собрания на две группы: родители и дети. Каждый участник собрания пишет видео или аудио письмо, родитель – ребенку, ребенок – родителю. Тематика писем может быть самой различной: «Что мне нравится в тебе, что не нравиться», «Твои обещания», «Я хочу, чтобы меня благодарили за…» и т.д. Затем участники собрания обмениваются письмами и после прослушивания или просмотра делаются соответствующие выводы. Со всеми этими приемами я знакомлю родителей на родительский собраниях, а в дальнейшем они могут использовать их самостоятельно дома для откровенного общения между всеми членами семьи. В своей работе я руководствуюсь принципом, что педагоги и родители – воспитатели одних и тех же детей, и результат деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут подлинными союзниками, а наша главная совместная задача – понять какие стороны воспитания способствуют развитию детей, их подготовки к школе, к обществу, а какие факторы являются тормозящими развитие и отклоняющими от нормы…
|