Школа ответственного родительства в рамках дошкольного образовательного учреждения |
Педагогика | |||
Автор: Секунцева Светлана Андреевна | |||
19.04.2015 18:57 | |||
Школа ответственного родительства в рамках дошкольного образовательного учреждения (Взаимодействие детского сада и семьи) Секунцева С.А. — заведующая МДОБУ "ЦРР — Д/сада № 12 "Улыбка" городского округа «город Якутск» Республика Саха (Якутия) «Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей» гласят слова известного французского философа Д.Дидро Тема сегодняшнего диалога интересна, актуальна, многогранна, у каждого взрослого человека, живущего в педагогическом сообществе и вне его есть свои тайны, секреты воспитания подрастающего поколения, секреты семейного воспитания, взаимодействия родителей и педагогов. Важную роль в стабильности и правильности отношений между детьми и родителями играет детский сад. Для полноценного развития ребенка детский сад и семья должны взаимодействовать. Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из принципов:
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Сочетание воспитательно — образовательного процесса в детском саду и семье создает оптимальные условия формирования личности, ее саморазвития, самовыражения и творчества. Детский сад удовлетворяет в полной мере потребности семьи только тогда, когда становится открытой системой, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками. Добиться этого очень сложно, но возможно. Наше образовательное учреждение находится в сложнейшем микрорайоне города. Изучив социальное положение семей, выявив наиболее сложные (трудные семьи), педагоги в группах смогли составить более полное представление о воспитанниках и наметить перспективу работы с теми или иными родителями. Общение педагогов в семьях (посещение на дому) показали, что педагоги первоначально чувствовали себя скованно, общение было коротким, точечным, изучающим и уже более конкретным, адресным в виде последующей беседы по интересующим вопросам в воспитании ребенка проходило в детском саду. Воспитатели вели короткие записи впечатлений, выводов, сомнений, предложений и суждений для того, чтобы наметился план сотрудничества с родителями. Первоначально родители неохотно приходили на родительские собрания, частные консультации вызывали у них раздражение. На педсовете решили изменить форму проведения. Изменили "собрание" на "встречу" родителей и педагогов, которая стала сопровождаться в обязательном порядке фрагментом занятия с детьми, т.е. каждый родитель имел возможность увидеть результат достижения своего ребенка. Кто-то уходил счастливый, увидев своего ребенка в общении со сверстниками в игре, на занятиях. что его сын или дочь справляется с программным материалом. А у кого- то стали появляться вопросы "Почему мой не знает? Почему не успевает?" У родителей возникло желание увидеть ребенка в общении со сверстниками в игре, на занятиях. Так возникли "Дни открытых дверей". Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению познакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Анкетирование родителей, беседы с ними, также обсуждение взаимоотношений родителей, воспитателей и детей на педагогических часах, педсоветах. родительских встречах позволили найти интересные точки соприкосновения и взаимопонимания. Родительские встречи приняли более интересную форму проведения; зрелищную, результативную, которая позволила принимать активное участие детей, родителей и педагогов. Это такие, как "Счастливый случай", "Что, где, когда?", "Поле чудес", конкурсы, викторины, диспуты, беседы за круглым столом, отчеты коллектива детей и педагогов перед родителями за полугодие и год в виде показов музыкальных сказок, зрелищных представлений "Мисс Улыбка", "Джентельмен Шоу" (ярким запоминающимся было проведение Юбилея детского сада, в котором принимали участие коллектив педагогов, родителей и детей — публичный отчет перед общественностью города) Приоритетными направлениями нашей работы стали:
Главной задачей было воспитание культуры общения между детьми, родителями, педагогами. Проанализировав работу за год, по результатам диагностики и анкетирования выделили группы родителей, которые:
Также по результатам анкетирования выявлено, что большинство родителей о дошкольном учреждении знают мало, в основном имеют информацию о работе группы, о работе воспитателя. Так возникла необходимость создания "Школы молодого родителя", где проводились встречи, консультации врача — педиатра, стоматолога, педагога — психолога, учителя — логопеда, старшего воспитателя, заведующей. Перед родителями звучали интересные темы; "Воспитание правил и норм речевого этикета у детей", "Роль игры и игровых приемов в развитии связной речи детей дошкольного возраста", " Как помочь неуверенному ребенку", "Какова роль отца в воспитании ребенка", "О поощрениях и наказаниях", "Досуг в семье". Готовясь к встречам с родителями, оформляли разные тематические стенды, выставки "Моя семья" (на лучшую семейную газету), "Осенняя фантазия" (традиционная выставка детских работ из природного материала), "Фантазеры" (конкурс на лучшую семейную сказку) и другие. Коллектив сотрудников стремится, чтобы дошкольное учреждение стало для малышей настоящим домом, в котором царила бы теплая, почти семейная атмосфера, а группа – дети и взрослые – стала бы второй семьей, где малыши проводят большую часть времени. Нужно помнить, что детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. И это не должно быть безразлично взрослым; родителям и педагогам. В нашей трудовой семье, как и в детском сообществе, есть свои секреты воспитания трудового коллектива, которые основаны на трех китах:
Дома и в детском саду ребенок должен быть окружен:
Воспитание людей, воспитание детей — это таинство, которое не терпит фальши, грубости, говорить об этом громко (хвалиться нельзя) в воспитании невозможно быть пророком (предсказателем) Надо просто любить своих детей, своих близких. Научиться любить, уважать своих родителей. «Счастье личности невозможно вне общества, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок» — Л.Толстой Дети должны жить в красоте и гармонии. Наше образовательное учреждение работает в режиме развития. Вся работа основана на уважении и любви к ребенку, направлена на его всестороннее и гармоничное развитие. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, мы стимулируем его творческий потенциал. Специалистами осуществляется ранняя диагностика уровня развития ребенка и оказывается необходимое коррекционное, психологическое, педагогическое, логопедическое и медицинское сопровождение. Все результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту развития ребенка. В дошкольном учреждении функционируют 10 студий и кружков по интересам и запросам родителей. Педагогами используется подгрупповая работа с детьми, осуществляется индивидуальный подход. Для детей создана максимально комфортная социокультурная среда на занятиях и в свободной деятельности, что дает возможность правильно развиваться ребенку. Одной из основных задач в воспитании ребенка дошкольного возраста является создание условий для эмоционального и психического развития ребенка. В МДОБУ «ЦРР-Д/саду № 12 «Улыбка» создан консультационный пункт для родителей в возрасте с 1 года до 7 лет. Режим работы: вторник, четверг с 9.00 до 12. 00 Основные цели и задачи создания консультационного пункта:
Опыт работы консультационного пункта показал, что родителей волнуют:
Сегодня хотелось бы обозначить несколько прописных истин для профессионалов:
|