Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дошкольное образование в свете ФГОС
Педагогика
Автор: Ашкрумова Светлана Рафаэлевна   
29.09.2016 05:20

Дошкольное образование в свете ФГОСДошкольное образование в свете ФГОС

Разработала воспитатель МАДОУ Детский сад № 99 Ашкрумова Светлана Рафаэлевна

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

 

Скачать конспект

В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. С 01. 09. 2013 образовании» детский сад, как уже говорилось выше, становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не ступени. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, – нужно развивать года с учетом вступления в силу нового закона «Об только доступность, но и качество образования на этой Российской 2 осуществляющим функции по и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными (Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). выработке государственной политики п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. (п. 3п. 4 ст. 10 образовании в Российской Федерации»). Федерального закона «Об Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. (ст. 63 п.1п. 2п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, 3 учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Согласно статье 12 пункта 1,пункта3 части 1,пункта 5и 6 «Об образовании». В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. нового закона Согласно ч. 2 ст. 64 Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Границы «дошкольного возраста» законодательно не определяются, устанавливается только начальная граница: согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ: получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Согласно п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной 4 утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Опять же возраст прекращения образовательных отношений не определяется. Таким образом, в Федеральном законе № 273-ФЗ и принятом в соответствии с ним Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования определенным образом не устанавливается максимальный возраст получения дошкольного образования, однако это не означает, что ребенок может обучаться в дошкольной образовательной организации неограниченный период времени. Обучение по программе дошкольного образования получением обязательного начального общего образования, которое согласно ч. 1 ст. 67 Федерации" начинается не позднее достижения детьми возраста восьми лет.

Таким образом, право на обучение по программам дошкольного образования осуществляется в возрасте до 7 лет включительно, поскольку не позднее достижения возраста восьми лет обучающийся должен начать получение начального общего образования. Согласно ч. 5 ст. 66 рассматриваемого Федерального закона обязательными уровнями образования являются начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Такого требования в отношении дошкольного образования не предусмотрено. Следовательно, дошкольное образование не является обязательным уровнем образования, необходимым для освоения образовательных программ последующих уровней общего образования, как и освоение образовательных программ среднего профессионального образования не является обязательным для освоения программ высшего образования. Образовательная деятельность ДОУ — деятельность по реализации образовательных программ. Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

  1. Социально-коммуникативное развитие и ценностей, принятых в ценности; развитие общения и и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности ограничивается Федерального закона "Об образовании в Российской направлено на обществе, включая моральные и взаимодействия ребенка со усвоение норм нравственные взрослыми 5 и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, о объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и движении и и Отечестве, представлений о об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
  3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к элементарных представлений о художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  4. Речевое развитие и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и творчества; развитие звуковой и фонематического слуха; знакомство с литературой, понимание на литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  5. Физическое развитие включает приобретение опыта в деятельности детей: двигательной, в упражнений, направленных на координация и совместной деятельности со сверстниками, к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование познавательной мотивации; формирование себе, свойствах и отношениях целом, пространстве и следствиях и социокультурных ценностях нашего народа, времени, малой родине покое, причинах и др.), о понимания произведений искусства окружающему миру; формирование видах искусства; восприятие музыки, включает владение речью как средством общения монологической речи; развитие речевого интонационной культуры речи, книжной культурой, детской слух текстов различных жанров детской следующих видах том числе связанной с развитие таких физических качеств, как гибкость; способствующих правильному формированию выполнением 6 опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а развития детей и Организации, реализующей Программу. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с педагогических действий и планирования). Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и коррекции развития детей. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, обе стороны), формирование начальных саморегуляции правилами (в питании, также от ее характера, особенностей оценкой эффективности основе их лежащей в дальнейшего проведения квалифицированной 7 собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год